Skip to main content

Материалы по психологии детской одаренности

Литература по психологи детской одаренности                                       

Видеоматериалы по психологии детской одаренности

Публикации по проблемам развития и сопровождения одаренных детей ГБОУ ДОД НСО "Областной центр работы с одаренными детьми"

 
 
 
Литература
 
 
 
2.      Авдеева и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2004 - 244 с., ил. (о)
 
 
 
3.      Артемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5, № 3.
 
 
5.      Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
 
6.      Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В.И. Панова. - М., 1998.
 
8.      Бине А.Измерение умственных способностей. - СПб.: Союз, 1999.
 
9.      Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.
 
 
14.    Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002, - 320 с.
 
17.    Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. - 1995. - № 4.- с.73.
 
18.    Бурменская Г. Одаренные дети. - М., 1991.
 
19.    Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М.: Знание, 1973. - 96 с.
 
20.    Веракса Н.Е. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии.- 2003.- N 6.- С. 17-31.
 
21.    Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека.- М.: Мысль, 1989.
 
22.    Винокурова Н. К.Лучшие тесты на развитие творческих способностей. - М.: АСТ-Пресс, 1999.
 
23.    Винокурова, Н.К.Магия интелекта или книга о том,когда дети бывают умнее, быстрее, смышленее взрослых/ Н.К. Винокурова, Н.К. Винокурова. - М.: "Эйдос", 1994.
 
 
 
24.    Волкова М.Г. Развитие способностей у детей - основа жизненного успеха. - М.: НИИВШ, 1989. - 120 с.
 
25.    Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. - М., 1995.
 
 
27.    Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. - Киев, 1992.
 
28.    Глотова Г.А. Творческая одаренность личности. - Екатеринбург, 1992.
 
 
30.    Голубева Э.А. Способности и индивидуальность. - М., 1993.
 
 
33.    Грязева В.Г., Петровский В.А. Одаренные дети: экология творчества. - Челябинск: ИПИ РАО, ЧГИИК, 1993. - 40 с.
 
34.    Давлетшин М.Г. Психология технических способностей школьников. - Ташкент: Фан, 1971. - 176 с.
 
35.    Диагностика способностей и личностных черт учащихся в учебной деятельности/ [В.Н. Дружинин, Е.А. Миронов, А.В. Карпов и др.]; Под ред. В.Д. Шадрикова. - Саратов: Саратовский университет, 1989. 
 
36.    Доржиева Т.В. Особенности работы с творчески одаренными детьми в учебных заведениях. - Улан-Удэ, 1999. - 61 с.
 
37.    Дорофеева Г.А. Особенности и условия адаптации детей 6-7 лет к учебной деятельности // Прикладная психология.- 2001.- N 3.- С. 75-83.
 
 
 
40.    Дружинин В.Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей // Психологический журнал - 1991. - № 2.
 
 
 
 
42.    Ермолова Т. Одаренный ребенок: подарок или наказание судьбы? / Эстетическое воспитание.- 2001.- N 3.- С. 43-46.
 
43.    Ильин Е.П. Проблема способностей: два подхода к ее решению // Психологический журнал. - 2003. - № 3.
 
44.    Кадыров Б. Р.Способности и склонности: Психофизиол. исслед. - Ташкент: Фан, 1990.
 
45.    Казымова Е.Н. Дети группы риска школьной дезадаптации // Школа.- 2001.- N 5.- С. 73-77.
 
46.    Как определить и развить способности ребенка / Сост. В.М. Воскобойников. - СПб.: Респекс, 1996. - 426 с.
 
47.    Коваль Т. В. Одаренный ребенок нуждается в... дискомфорте: Практический опыт педагогической работы с одаренными детьми //Лицейское и гимназическое образование.- 1999.- N 6.- С. 68-71.
 
48.    Колесниченко, Н. В.Влияние социальной ситуации развития ребенка младшего школьного возраста на его лингвистические способности //Журнал прикладной психологии. - М., 2003. - с.26-27.
 
 
 
 
 
55.    Кулемзина А.В. Одаренный ребенок как ценность современной педагогики: Монография. - Москва: Товарищесво научных изданий КМК, 2004. - 265с Под редакцией В.А. Дмитриенко.
56.    Кулемзина А.В. Принципы педагогической поддержки одаренных детей // Педагогика.- 2003.- N 6.- С. 27 - 32.
57.    Ландау Э. Одаренность требует мужества: психологическое сопровождение одаренного ребенка. (Перевод с немецкого Голубева А.П.). Науч. Ред. Рус. текста Н.М. Назарова. - М.: Издательский центр "Академия", 2002 - 144с.
58.    Лебедева Л.Д. Проблемы одаренности // Образование.- 2000.- N 1.- С. 115-118.
62.    Лейтес Н. С.Возрастная одаренность школьников: Учебное пособие для студ. пед. вузов/  - М.: Академия, 2000.
63.    Лейтес Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: Избранные труды - М.: МПСИ, 2003 - 464 с. (п)
64.    Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников / Прикладная психология и психоанализ.- 2002.- N 4.- С. 60-74.
65.    Лейтес Н.С. Об изучении проблемы склонностей в русле идей Б.М. Теплова // Вопросы психологии. - 1976. - № 5.
67.    Лейтес Н.С. Ранние проявления одаренности//Вопросы психологии. – 1988, №4, с. 98-107
68.    Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971.
69.    Лейтес Н.С., Возрастная одаренность индивидуальные различия. - М.: Издательство "Институт практической психологии", Воронеж: НПО "МОДЭК", 1997 -448c.
72.    Лопатина М.А. Работа с одаренными учащимися // Завуч.- 1999.- N 6.- С. 70-72.
73.    Лосева А.А. Психологическая диагностика одаренности - М.: Акад. Проект, 2006 - 144 с. (о)
74.    Лосева А.А. Работа практического психолога с одаренными детьми подросткового возраста // Журнал практического психолога. - 1998. - №3. - С.84.
75.    Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М.: Школа-пресс, 1993.
77.    Мейснер, Т. Вундеркинды.Реализованные и нереализованные способности. - М.: КРОН-Пресс, 1998.
78.    Мелхорн Г., Мелхорн Х. Гениями не рождаются: Общество и способности человека. - М.: Просвещение, 1989. - 159 с.
79.    Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу. - Пермь, 1990.
80.    Миллер А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я. Перевод с немецкого. - М.: Академический Проект, 2001 - 144с.
81.    Мнемические способности: развитие и диагностика/ В.Д. Шадриков, Л.В. Черемошкина. - М.: Педагогика, 1990.
82.    Монина Г., Рузина М. Ох уж эти одаренные дети. Талант и синдром дефицита внимания: двойная исключительность. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2010
83.    Мясищев В.Н. Проблемы способностей в советской психологии и ее ближайшие задачи // Проблемы способностей. - М., 1962.
84.    О признаках детской одаренности / Н.С. Лейтес // Вопросы психологии.- 2003.- N 4.- С. 13-18.
85.    Одаренность и возраст. Развитие творческого потенциала одаренных детей : Учебное пособие - М.: МПСИ, 2004 - 192 с. (о)
87.    Одаренность: дар или испытание/ В.Э. Чудновский, В.С. Юркевич. - М.: Знание, 1990.
88.    Одаренные дети / Пер. с англ.; Под общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.
89.    Одаренные дети / Под ред. М. Карне. - М., 1991.
90.    Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ А.И. Савенков. - М.: Академия, 2000.
91.    Одаренные дети: выявление, развитие, поддержка. - Челябинск, 1996.
92.    Одаренные дети: Перевод с английского/ Общ. ред. Г.В. Бурменской, В.М.Слуцкого; - М.: Прогресс, 1991.
93.    Одаренные дети: проблемы и перспективы / Под ред. А.З. Иоглевич. - Челябинск, 1995.
94.    Одаренный ребенок: особенности обучения/ Под ред. Шумаковой Н.Б. - М.: Просвещение, 200 - 240 с. (о)
95.    Панов В. Не только дар, но и испытание: [Об одаренных детях] // Директор школы.- 2000.- N 3.- С. 56-62.
96.    Панов В. Одаренность - что она есть и как с ней быть?: [Об особенностях обучения одаренных детей в школе] / Виктор Панов; Подгот. В. Рыбаков // Домашнее воспитание.- 2000.- N 4.- С. 86-89.
97.    Панов В.И. Если одаренность - явление, то одаренные дети - это проблема // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3.
98.    Панов В.И. Одаренные дети: выявление - обучение - развитие // Педагогика.- 2001.- N 4.- С. 30-44.
99.    Пасевич В.А. Станут ли вундеркинды гроссмейстерами, или как работать с сильнейшими учениками // Открытая школа. – 2002. - № 2. – С. 5-9; Лучшие страницы педагогической прессы. – 2002. - № 4. – С. 29-33.
100. Педагогические способности // Педагогическая психология: Учеб. / Под ред. Н.В.Клюевой. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
101. Познавательные процессы и способности в обучении/ Под ред.В.Д.Шадрикова. - М.: Просвещение, 1990.
102. Поиграем - помечтаем: Вообрази себе. - М.: Эйдос, 1994.
103. Полуянов Ю.А. Воображение и способности. - М.: Знание, 1982. - 96 с.
104. Попова Л.В. "Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности", М., 1993.
105. Попова Л.В. Одаренные девочки и мальчики // Начальная школа: плюс - минус. - 2000. - № 3.
 
106. Попова Л.В. Социально-психологические особенности развития одаренных женщин в детстве и юности // Мат-лы конференции "Гендерные исследования в России: проблемы взаимодействия и перспективы развития". - М., 1996.
107. Проблемы способностей в современной психологии: Сб. науч. тр. / Отв. ред. А.А. Бодалев, А.М. Матюшкин. - М.: НИИОП, 1984. - 144 с.
108. Психологические особенности человека: В 2 т./ А.Г. Ковалев, В.Н. Мясищев; ЛГУ им. А.А. Жданова. - Л.: ЛГУ, 1960 - Т. 2: Способности
109. Психологические предпосылки творческого мышления: По автобиографическим материалам П.А. Флоренского / Алексей Михайлович Матюшкин // Мир психологии.- 2001.- N 1.- С. 128-141.
110. Психология общих способностей/ В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2000.
112. Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений/ Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Марютина; Под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Академия, 2000.
113. Психология одаренности: от теории к практике/Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2000.
114. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика/ Л.А. Регуш. - Киев: Вища школа, 1997.
115. Пуфаль-Струзик И. Препятствия в развитии одаренных учеников в школе
116. Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. - М., 1998.
118. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н. Дружинина, В.Д. Шадрикова - М., 2003.
119. Развитие и диагностика способностей/ Отв.ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков; АН СССР, Ин-т психологии. - М.: Наука, 1991.
120. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1986. - 224 с.
121. Развитие способностей у глухих детей в процессе обучения / Под ред. Розановой Т.В. - М., 1991.
123. Савенков А. Детская одаренность и проблема содержания дошкольного образования // Дошкольное воспитание.- 1999.- N 12.- С. 2-14.
124. Савенков А., Беляева Н. Одаренные дети в обычной школе // Народное образование.- 1999.- N 9.- С. 183-185.
125. Савенков А.И. Детская одаренность как теоретическая проблема // Начальная школа.- 2000.- N 1.- С. 94-100.
126. Савенков А.И. Диагностика детской одаренности как педагогическая проблема / А.И. Савенков // Педагогика.- 2000.- N 10.- С. 87-94.
127. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие - М.: Академия, 2000 - 232 с. (о)
128. Седов А. Биология одаренности / А. Седов, А. Пентин // Лицейское и гимназическое образование.- 2002.- N 2.- С. 41-50.
133. Способности и деятельность: Межвузовский сборник научных трудов/ Яросл. гос. пед. ин-т им. К.Д. Ушинского; [Редкол.: Н.П.Воронин (отв.ред.) и др.]. - Ярославль: Ярославский педагогический институт, 1989.
134. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. - М.: Педагогика, 1989. - 197 с.
135. Способности и склонности: комплексные исследования/ Под ред.Э.А.Голубевой. - М.: Педагогика, 1989.
136. Стеценко А. Социокультурная парадигма в изучении одаренности: недостающие звенья // Основные современные концепции творчества и одаренности. / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997.
138. Тарасова, Кира Владимировна. Онтогенез музыкальных способностей; НИИ дошк. воспитания АПН СССР. - М.: Педагогика, 1988.
139. Тарасун В.В. Тесты учебных способностей для 1 класса. - Киев, 1992.
140. Теплов Б. М. "Проблемы индивидуальных различий" - М, 1961.
141. Терасье Ж.К. "Сверходаренные дети", М., 1999.
143. Ульенкова У. Формирование общей способности к учению у шестилетних детей // Дошкольное воспитание. - 1989. - №3.
144. Учителю о одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой и др. - М.: Молодая гвардия, 1997.
145. Фокина Е. А. Формирование межличностных отношений одаренных детей со сверстниками в гетерохронных коллективах массовой начальной школы
146. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность: Сб.науч.тр./ Отв.ред. С.З. Гончаров. - Свердловск: СИПИ, 1990.
147. Фримен Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
148. Хеллер К.А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б.Богоявленской. - М.: Молодая гвардия, 1997.
149. Хромов В. Ботаны, асы и хакеры: Специфика детской компьютерной одаренности // Лицейское и гимназическое образование.- 2002.- N 2.- С. 35-37.
150. Хромова Т. Трудно ли учить вундеркиндов?: Педагогические проблемы работы с одаренными детьми // Лицейское и гимназическое образование.- 2002.- N 2.- С. 31-34.
151. Хуторской А.В. "Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения" - М; 2000 г.
153. Что такое одаренность: выявление и развитие одаренных детей. Классические тексты, Под редакцией Матюшкина А.М., Матюшкиной А.А.-М.: ЧеРО, издательство "Омега-Л", МПСИ, 2008.-368с.
155. Чудновский В.Э. Воспитание способностей и формирование личности. - М.: Знание, 1986. - 80 с.
156. Чудновский В.Э. Одаренность: дар или испытание. - М., 1990.
157. Шадриков В. Д. Способности человека. - М., 1998.
158. Шадриков В. Д.Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие для вузов. - М.: Логос, 1996.
159. Шадриков В. Л. Мнемические способности: развитие и диагностика. - М., 1990.
160. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994.
161. Шадриков В.Д. О содержании понятий "способности" и "одаренность" // Психологический журнал. - 1983. - Т.4. - № 5. - C.14-19.
162. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека.: Учебное пособие. - М.: Логос, 1996. - 320 с.
163. Шахматный талант: Божий дар или наказание?: (К вопросу о децентрации в системе дополнительного образования детей) / С.В.Барканов // Народное образование.- 2002.- N 9.- С. 30-32.
164. Школа для особенных / Наталья Борисовна Шумакова; Беседу вел Александр Пентин // Лицейское и гимназическое образование.- 2002.- N 2.- С. 25-30.
165. Штерн В. Умственная одаренность - СПб., 1997.
166. Шумакова Н. Б. Влияние представлений родителей об обучении на развитие одаренности у детей/Вопросы психологии. - М., 2004. - N2. - С. 119-127.
167. Шумакова Н.Б. и др. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. - 1991. - №1. - С.27.
168. Шумакова Н.Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопросы психологии. - 1996. - №3. - С.34.
169. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей - М.: МПСИ, 2004 - 336 с. (п)
170. Щебланова Е.И. Диагностика одаренности младших школьников // Народное образование.- 2001.- N 1.- С. 153-156.
171. Щебланова Е.И. и др. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности. // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С.97.
172. Щебланова Е.И. Неуспешные одаренные школьники: их проблемы и особенности // Школа здоровья. – 1999. - № 3. – С. 41-51.
173. Щебланова Е.И. Особенности когнитивного и мотивационно-личностного развития одаренных старшеклассников // Вопросы психологии. – 1999. - № 6. – С. 36-47.
174. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики - М.: МПСИ, 2004 - 368 с. (п)
175. Экземплярский В. М. "Проблема школ для одаренных", М., 1977.
176. Экспедиция в гениальность. Психобиологическая природа гениальной и одаренной личности: (Патографические описания жизни и творчества великих людей)/ Г.П. Колупаев, В.М. Клюжев, Н.Д. Лакосина, Г.П. Журавлев; Сост. и общ. ред. В.М. Свининникова, Ю.Л. Кириллова. - М.: Новь, 1999.
177. Юркевич B.C. О "наивной" и "культурной" креативности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д. Б. Богоявленской. - М., 1997.
178. Юркевич В.С. Главная цель работы психолога с одаренными детьми
179. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. - М.: Просвещение, 1996.
180. Юркевич В.С. Проблема диагноза и прогноза одаренности в работе практического психолога // Школа здоровья. - 1997. - №1. - С.59.
181. Юркевич В.С. Опыт развития креативности у одаренных детей и подростков // Народное образование, №2, 2001 г
186. Юркевич В.С. А. Н. Колмогоров и проблема развития математической одаренности // Вопросы психологии. 2001. №3 
187. Юркевич В.С. , Панов В.И. Конференция по проблемам одаренности // Вопросы психологии. 2001. №3
188. Юркевич В.С. "Круглый стол" по проблемам раннего развития детей // Вопросы психологии. 2002. №6 
190. Юркевич В.С. Развитие творческой активности школьников М.: Педагогика , 1991, 160 стр. / Под ред. А. М. Матюшкина
191. Юркевич В.С. Психологическая наука и образование PSYEDU.ru (5, 2010)Современные проблемы работы с одаренными детьми
192. Юркевич В.С. Электронный сборник статей PsyJournals (2, 2010)Одаренность: подарок судьбы или испытание?
193. Юркевич В.С.  Психологическая наука и образование (4, 2009)Одаренные дети и интеллектуально-творческий потенциал общества
194.  Юркевич В.С. Психологическая наука и образование (2, 2004) Организация школы для особо одаренных детей и подростков
195. Ярцев Д.В. Особенности формирования самооценки подростков с высоким уровнем умственных способностей // Прикладная психология.- 1999.- N4.- С. 75-79.
196. Ясюкова Л.А. Взаимосвязь индивидуально-психологических характеристик в структуре профессиональных способностей // Вопросы психологии. - 1990. - №5. - С.72-81.
197. II Международная конференция по проблемам одаренности/ Д. Б. Богоявленская //Вопросы психологии. - М., 2004. - N3. - С. 120-121
 
 
 
 
 Видеоматериалы по психологии детской одаренности

1.  Публичные лекции "Проблемы современной психологии"
    Юркевич В.С. "Инновационный стратегии работы с одаренными детьми и подростками" 27 января 2010 года МГППУ
часть 1
часть 2

 

 

Публикации по проблемам развития и сопровождения одаренных детей ГБОУ ДОД НСО "Областной центр работы с одаренными детьми"

 

1. Естественнонаучная образовательная площадка как базовая единица консолидации ресурсов региона в развитии детской интеллектуальной одаренности. Г. Я. Куклина, Е. В. Демина, В. И. Иванова, М. И. Мазур, В. В. Сундеева

 

2. Сопровождение одаренного ребенка в условиях специализированного естественнонаучного и математического обучения. Дёмина Е.В., Дмитриева Л.А., Куклина Г.Я.

 

3. Приоритеты развития практики сопровождения одаренного ребенка в условиях специализированного обучения. Демина Е.В

4.Развитие практики психолого-педагогического сопровождения и развития одаренного ребенка в Новосибирской области.  Демина Е.В.// Материалы Х международ. научно.-метод. конференции "Интеллектуальная и творческая одаренность. Проблемы. Концепции. Перспективы." / Под редацией В.В.Альминдерова, А.А. Никитина, А.С. Марковичева, - Новосибирск, Издательство ИПИО РАО,. 2011