Skip to main content

Семинар для педагогов-психологов и кураторов проекта специализированного обучения

«Организация работы психолого-педагогического консилиума по сопровождению одаренного ребенка»

«Областной центр работы с одаренными детьми» 12 марта 2011 г. провел семинар для специалистов сопровождения и кураторов проекта специализированного обучения «Организация работы психолого-педагогического консилиума по сопровождению одаренного ребенка».

 
В сотрудничестве с ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», психологами Татьяной Иннокентьевной Кулевцовой, Людмилой Константиновной Водолазской, ГБОУ ДОД НСО «Областной центр работы с одаренными детьми» реализует программу развития практики психолого-педагогического сопровождения наиболее способных и одаренных детей в условиях специализированного естественнонаучного обучения. Технология психолого-педагогического консилиума на сегодняшний день является одной их самых прогрессивных и содержательных организационных форм работы, позволяющей консолидировать усилия участников образовательного процессов в направлении эффективного решения проблем личностного развития ребенка. Сопровождение личностного развития ребенка в общеобразовательном учреждении можно назвать особой культурой отношения к ученику как субъекту образовательного процесса, основанной на приоритетах субъект-субъектных отношений, делающей реальностью образовательной практики индивидуальный подход к ученику, принципы личностно-ориентированного обучения.
В Технопарке Новосибирского Академгородка педагоги-психологи и кураторы проекта специализированного обучения восьми районов г. Новосибирска, г. Бердска, п. Краснообска, г. Карасука в интерактивном режиме обсуждали проблемы и перспективы организации работы консилиума в общеобразовательных учреждениях, реализующих проект специализированного обучения естественнонаучного и математического обучения.
Большая часть участников семинара (36%) высказали своё позитивное отношение к внедрению практики сопровождения наиболее способных детей в технологии консилиума – среди неоспоримых преимуществ данной организационной формы названы такие как объединение, консолидация учителей, специалистов сопровождения и администрации, профессиональное взаимодействие в решении неоднозначных вопросов, командная работа, повышающая статус образовательного учреждения, ранжирование проблем, «обнаружение» и решение проблем способных детей, ранее оставляемых без должного внимания. Другая часть участников семинара (32%) озвучила потребность в дополнительной информации относительно технологии организации консилиума в школе – цели, задачи проведения консилиума, в чем преимущество данной формы взаимодействия специалистов от таких известных форм как малый педсовет, беседы с классным руководителем, нормативно-правовая база  организации, документооборот. Часть участников (18%) высказали свои опасения относительно дополнительных временных затрат на данный вид деятельности, относительно возможной формализации «живой» деятельности, высокой ответственности при принятии решений (14%).
    Обсуждая вопросы организации консилиума в малых группах, участники семинара в деятельностной форме проигрывали процессы коллегиального принятия решения, представления заключения, контролирования временных затрат, преодоления барьеров взаимопонимания различных специалистов. На практикуме педагоги-психологи и кураторы составляли психологический портрет ребенка по результатам его обследования  различными специалистами, отмечая положительные свойства и качества, возрастные и индивидуальные проблемы и трудности, особенности учебной деятельности.
    В ходе проведения семинара обозначился круг существующих психологических проблем, решение которых возможно проводить в технологии консилиума. Среди них особенно выделились такие проблемы как проблемы адаптации новых учеников в коллективе, высокая мотивация учеников специализированных классов по профильным предметам на фоне снижения  мотивации по неосновным предметам, ориентация на получение отметок, на престижность специализированного обучения, проблемы повышенных нагрузок школьников. Активно обсуждалось противоречие условий специализированного обучения – выбор между  узкой ранней специализацией и развитием общего кругозора учеников.
    В ходе заключительной рефлексии  участники отмечали эффективность выбранной формы проведения  семинара, удовлетворенность от коллегиальной работы, высказывали мнения относительно особенностей переноса данной деятельности в практику своей работы, выделяли определенные моменты, сложившиеся и нуждающиеся в развитии в существующих педагогических коллективах.
Продолжением проведенного семинара станет представление опыта образовательного учреждения - проведение мастер-класса по проведению психолого-педагогического консилиума, который состоится  25 марта с 12.00-14.00 на базе МБОУ СОШ № 176.

Е.В. Дёмина, руководитель направления психологического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности «Областного центра работы с одаренными детьми».