Skip to main content

Научно-практическая конференция в рамках 19 Международной образовательной выставки «УЧСИБ-2011»

Научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса на уровне  муниципального образования» в рамках 19 Международной образовательной выставки «УЧСИБ-2011»

 «Областной центр работы с одаренными детьми» 24 марта принял участие в проведении панельной дискуссии и работе секции «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей» научно-практической конференции «Проблемы и перспективы организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса на уровне  муниципального образования».

   Панельная дискуссия, инициированная ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», была посвящена открытому обсуждению между участниками конференции и приглашенными экспертами проблем и перспектив организации ППМС-сопровождения образовательного процесса. В дискуссии приняли участие специалисты системы ППМС-сопровождения, педагоги, родители, руководители ОУ, эксперты от системы высшего образования, КДН, сотрудники специализированных центров. В дискуссионной части конференции на обсуждение были вынесены вопросы:

  • Какие из процессов в современной системе образования, в образовательном пространстве ОУ в первую очередь требуют ППМС-сопровождения?
  • Насколько мотивированы субъекты образовательного процесса на получение психологической помощи?
  • Какие формы, технологии, методы ППМС-сопровождения для решения конкретных образовательных проблем являются наиболее продуктивными?

  В ходе дискуссии наряду с другими прозвучали и проблемы организации  психолого-педагогического сопровождения наиболее способных и одаренных детей. Речь шла не столько об участии психолога в процессах выявления таких детей  при помощи известных диагностических процедур, диагностик и тестирований, но прежде всего о разработке содержания и организации сопровождения и психологической поддержки детей, уже проявивших свои способности. Поскольку данная категория детей считается наиболее успешной в образовательном процессе, её, к сожалению, принято рассматривать как наименее проблемную, и более того, психологически благополучную. Вопросы же психологической поддержки таких детей  традиционно рассматриваются в лучшем случае как вторичные, а в худшем – как избыточные.  И это сегодня главная проблема развития практики сопровождения одаренных детей! Проблемы одаренных детей не различаются в море образовательно-психологических проблем.
   В чем причина сложившейся ситуации? В существующей практике обучения наиболее способных и одаренных детей нередко происходит смещение целей обучения на мотивы - упор на развитие предметных знаний, обширное включение таких детей в мероприятия различного уровня (олимпиады, конкурсы, конференции) нередко приводят к выхолащиванию смысла его развития – подготовке к реализации своих неординарных способностей в жизни. Недопонимание идеи опережающего сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности, в конечном счете, может приводить, и в ряде случаев приводит, к трагедии личностного роста одаренного ребенка, на которую указывал ещё Л.С. Выготский, описывая преобладание эксплуатации незаурядных способностей детей словами «у таких детей будущее – в их прошлом».                                                        
   В выступлении эксперта прозвучали слова известной исследовательницы в области психологии интеллектуальной одаренности Эрики Ландау: «В обращении с интеллектуально одаренными детьми я стараюсь, прежде всего, укрепить их силы, чтобы они сами могли  бороться со своими слабостями и преодолевать их. Одаренные дети имеют проблемы не из-за своей силы, своей одаренности, а из-за своей слабости. Проблема не в том, какими они являются, а в том, какими они не являются». О каких слабостях идёт речь? Это асинхрония развития – преобладание интеллектуального развития над эмоциональной зрелостью, коммуникативным развитием как необходимых для социализации системы ролей, творческости, ответственности и мужества реализовывать свои способности и другие важнейшие психологические образований личности. Поэтому развитие практики сопровождения одаренных детей, поворот в сторону развития культуры субъектного отношения к самому ученику, выступают сегодня одним из актуальнейших звеньев организации сопровождения ребенка в школе.
Панельную дискуссию продолжила работа секций по шести направлениям организации ППМС-сопровождения в ОУ: организация психолого-педагогичекого и медико-социального сопровождения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; психолого-педагогическое обеспечение процесса сопровождения детей на этапе дошкольного образования и обучения в начальной школе; состояние, проблемы и перспективы развития системы ППМП-сопровождения образования детей с ограниченными возможностями здоровья; психолого-педагогическое сопровождение процесса профилизации обучения в старшей школе; психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей»; управление системой ППМС-сопровождения на уровне ОУ и муниципального образования.
   На секции «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей», в работе которой участвовало 28 человек из 9 районов города и области, были представлены доклады и остро обсуждались вопросы, связанные с реализацией практики психологической поддержки одаренного ребенка внутри образовательных учреждений. Ярким сообщением, показавшим управленческую позицию в понимании проблем организации ППМС-сопровождения одаренных детей, стал доклад о деятельности администрации в организации работы с одаренными детьми, представленный Валентиной Дмитриевной Вихоревой, директором МБОУ Лицей №126. Свои доклады в работе секции представили Елена Геннадьевна Андрющенко, педагог-психолог МБОУ Лицей №126, разработавшей программу психолого-педагогического сопровождения специализированного класса, Ольга Васильевна Каблашева, учитель начальных классов МБОУ Лицей №126, показавшей опыт педагогического сопровождения наиболее способных детей в начальной школе.  На секции развернулась дискуссия вокруг вопросов: ? Одаренность как проблема. Чья проблема: образовательного учреждения, педагогов, родителей ребенка, самого ребенка?  Насколько целесообразно выделение одаренных детей в специализированные классы? Усугубление, обострение проблем социальной изоляции одаренных детей?  Успешны ли в дальнейшем одаренные в школе дети? Какими компетенциями необходимо обладать педагогу для работы с одаренными детьми?
  В завершении конференции все участники отметили необходимость обсуждения проблем ППМС-сопровождения на стыке его различных направлений, а также  несомненную актуальность и востребованность такой диалогической формы её проведения как панельная дискуссия.

Е.В. Демина, руководитель направления психологического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности ГБОУ ДОД НСО "Областной центр работы с одаренными детьми"