Skip to main content

ОТЧЕТНЫЙ СЕМИНАР «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НАИБОЛЕЕ СПОСОБНЫХ И ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО КЛАССА

           В РРЦ «Детский технопарк» 27 мая 2016 года состоялся отчетный семинар для педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение наиболее способных и одаренных детей специализированного класса».

 Образовательные организации – участники проекта «Специализированный класс» представили организационно-содержательный анализ реализации мероприятий по программе ППс на базовом, промежуточном и вариативном уровнях ППс-сопровождения, обсудили итоги апробации УМК Уроки психологии в специализированных классах «Я и мир вокруг меня». Экспертами семинара выступили Т.П. Абакирова, к.психол. н., зам. дир. по НМР ГБУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», Е.В. Демина,  к.психол.н., рук.отдела ППС ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ».

        В работе семинара приняли участие 40 специалистов сопровождения

Калининского, Дзержинского, Ленинского, Железнодорожного, Октябрьского,  Кировского, Советского районов, Центрального округа), а также МАОУ «Экономический лицей», МАОУШ-И «Лицей-интернат №7», МАОУ «Лицей №6» (г. Бердск), МБОУ Биотехнологический лицей №21 (р.п. Кольцово), МКОУ СОШ №1, МКОУ СОШ №2 (г.Баган), МБОУ СОШ №93 (г. Барабинск), МОУ СОШ №1 (г. Маслянино).

В формате слайд-презентации педагоги-психологи представили содержание психологической работы с обучающимися в 2015/16 уч.году, направленной на преодоление трудностей развития интеллектуальной одаренности, соотнесли итоги реализации Программы ППс с ожидаемыми результатами, представили к обсуждению перспективы организации ППс в следующем учебном году. Особое внимание в обсуждении было уделено уровню взаимодействия педагогов работающих в специализированных классах (педагоги, кураторы, психолог, тьюторы)  с целью создания специальных условий образовательной среды, соответствующих особым образовательным потребностям наиболее способных и одаренных школьников.

При обсуждении результатов апробации УМК «Я и мир вокруг меня» (10 образовательных организаций – участников проекта) в адрес разработчиков (Н.В. Гетман, Гимназия №12)  были высказаны благодарности за комплексный подход в оснащении практики ПП-сопровождения наиболее способных и одаренных школьников специализированных классов, - востребованность «Компаса индивидуального развития школьника», удачную систематизацию приемов самоанализа, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, творческий подход к разработке отдельных тематических разделов и тетради в целом. Вместе с этим, педагоги-психологи высказали свои рекомендации по доработке УМК, в основном, направленные на разработку продолжающих пособие частей, включение в комплекс видеоматериалов, дополнение заданиями проектного и коммуникативного характера. Обсуждение итогов апробации сопровождалось сводным анализом анкетирования обучающихся спецклассов, в котором школьники отметили свой интерес к работе с рабочей тетрадью, интерес к занятиям в предлагаемом формате, помощь в понимании происхождения психологических проблем, помощь при выборе выхода из сложной межличностной ситуации,  доступность данных диагностики.

В обратной связи специалисты образовательных организаций – участников проекта высказали слова благодарности региональному оператору проекта (РРЦ «Детский технопарк», отдел ППс) в части методического оснащения развития практики ППс в спецклассах, четкой работы с документацией, расширение профессионального поля деятельности и повышение значимости профессии «педагог-психолог» в учреждении. По словам коллег, членов профессионального сообщества, темы организованных в 2015-16 году методических семинаров  и мастер-классов, психолого-педагогических мастерских были актуальными, качество методических мероприятий в сети – высоким, что помогало  осуществлять психолого-педагогическую поддержку образовательного процесса в лицеях, гимназиях и школах – участниках проекта. Также специалисты отметили, что предложенные в сетевых методических изданиях разработки были востребованы в ежедневной профессиональной работе по сопровождению одаренных детей и подростков г.Новосибирска и Новосибирской области.

На семинаре состоялась презентация ЧАСТИ 4 методического издания, разработанного в сообществе педагогов-психологов, развивающих практику ППс одаренных детей в городе Новосибирске и Новосибирской области, с последующей передачей в образовательные организации – участники проекта «Специализированный класс» «Психолого-педагогические компетенции педагогов в работе с одаренными детьми», часть 4. В пособии представлены разработки программ интерактивных методических мероприятий для педагогов, направленных на повышение психолого-педагогических компетенций в работе с одаренными школьниками, - обучающих семинаров, занятий, командной и техно игры.    Представленные варианты методических мероприятий для педагогов предназначены для разработки комплексной программы психолого-педагогического сопровождения  высокомотивированных и одаренных обучающихся среднего и старшего школьного возраста. Методическое пособие (часть 4) дополняет CD-диск, включающий видеоматериалы, слайд-презентации и приложения для проведения семинаров, занятий в интерактивном формате.

           На рефлексии участники отчетного семинара отметили качество подготовки и организации годового цикла мероприятий в сети ПП-сопровождения специализированных классов, а также выразили пожелания в развитии данного направления в следующем учебном году.  Вот некоторые из отзывов:

 

1. «Уровень мероприятий по методическому сопровождению – 10 баллов (из 10). Абсолютно все семинары актуальны, практикоориетированы». Т.Н. Шушакова, Экономический лицей г.Бердск

2. «Все семинары – 10 баллов! Особенно, - по вопросам консультирования родителей в кризисных ситуациях одаренного ребенка». В.В.Петрухин, Лицей №176.

3. «Все семинары практически направлены. Особо хочется отметить, семинар в Гимназии №12 по метафорическим картам». Т.В. Тузовская  Гимназия №15 «Содружество»

4. «Особенно хочется отметить издание методической литературы». Л.Н. Королева, МБОУ Лицей №113

5. «Мероприятия в сети по сопровождению спецклассов, для психологов – необходимы! Сборники методических материалов, предоставленные Региональным ресурсным центром - являются рабочими и актуальными. Для меня была наиболее эффективная работа с кейсами по решению проблем с одаренными детьми и родителями». А.Н. Столбченко, Инженерный лицей НГТУ

6. «Все семинары – актуальны и востребованы (наша школа – первый год в проекте). Наиболее ценным считаю проблемную лекцию с участием детского психиатра И.В. Ширяевой. Хотелось бы продолжения методической работы  по одаренным детям с Расстройством аутического спектра». О.В. Дмитриева, МБОУ СОШ №49.

7. «Все мероприятия оказались очень полезными, так как работаем первый год в проекте. Очень интересное практическое мероприятие в г.Бердске, которое планируем провести в нашей школе для педагогов в следующем учебном году. 10 баллов!».  Н.В. Петрущевская, МКОУ БСОШ №2, г. Баган.