Skip to main content

Компетентностная олимпиада школьников

Первая в Новосибирской области Компетентностная олимпиада школьников прошла 22-24 марта 2017 года.

Разработчиками и инициаторами проведения Компетентностной олимпиады в Новосибирской области стали Региональный ресурсный центр по работе с одаренными детьми «Детский технопарк» ГАУ ДО НСО «ОЦРТДиЮ» в профессиональном партнерстве с МАУ «Городской центр проектного творчества».

Формат Компетентностной олимпиады принципиально новый как для участников, так и для педагогов. Цель олимпиады - выявление основных метапредметных компетенций: аналитической, креативной, организационной, коммуникативной, саморегулятивной и групповой. Разработчики олимпиады отметили, что выделение этих компетенций неслучайно, ведь каждая из них абсолютно необходима в любой профессии и на любой должности.

Несмотря на то, что участники соревновались в личном зачете, работа группы оказала значительное влияние на общую оценку, ведь в настоящее время невозможно достичь успеха в одиночку. Современному человеку необходимо уметь работать и организовывать продуктивную деятельность в любом коллективе и, если, по какой-то причине, этого не удается сделать, результаты мгновенно снижаются. Оценки групп за выполненные задания олимпиады показали обоснованность такого утверждения. Группы, в которых сложилась командная работа, выступали успешнее тех команд, где работали не все.

Формат компетентностной олимпиады появился в рамках нового подхода к работе с одарёнными детьми, выраженного в концепции мотивационной одарённости. В течение пяти лет она проходит в разных регионах России, но в Новосибирской области состоялась впервые.

Суть в том, что предлагается через новый формат олимпиады выйти за рамки предметности и предметных задач с понятным ответом, предлагая открытые, межпредметные, зачастую практикоориентированные задачи. Таким образом, мы не просто выявляем детей, успешных в освоении школьных предметов, но проверяем мотивацию и готовность решать реальные практические задачи, состояться как профессионал.

Сами участники говорили о принципиальных отличиях от привычного формата олимпиад. Несмотря на то, что в начале каждого цикла участникам уточняли, чего от них ждут, конкретные критерии оценки озвучили только в самом конце. Геннадий Захарович Асиньяров, научный руководитель МАУ ГЦПТ, объясняет это тем, что в противном случае был риск, что ребята начнут играть те роли, в которых их хотели видеть. Задачей же олимпиады было выявление школьников, обладающих необходимыми компетенциями и способными в новой, незнакомой ситуации самостоятельно их проявить.

Отбор команд на региональный этап Российской компетентностной олимпиады школьников проходил через заочный муниципальный этап, на котором образовательным организациям были предложены 3 практикоориентированные задачи. Решениями задач стали модели воздействия на условия жизни в Новосибирской области, которые команды школьников из 7-9-х классов предложили в контексте имеющихся условий и в соответствии с направлениями Программы реиндустриализации Новосибирской области. На заочном этапе решения представили 14 команд от образовательных организаций г. Новосибирска, г. Оби, г._Искитима, Чулымского и Краснозерского района. На основании рейтинга, выстроенного по сумме баллов экспертной комиссии, к региональному этапу были допущены 8 команд.

Региональный этап олимпиады проходил в ДООЛ им. Олега Кошевого в условиях максимального погружения школьников в работу. Она состояла из трех циклов, в которых участники сами выбирали условия задач, которые им необходимо решить. Первые два цикла общим голосованием участники решали задачу с условиями, общими для всех групп. В третьем же цикле, каждая команда формировала условия своей задачи из факторов, оставшихся в списках. В вечернее время были организованы образовательно-развлекательные мероприятия, чтобы участники смогли не только познакомиться между собой, но и пообщаться с экспертами в неформальной обстановке и обсудить интересующие вопросы.

Следующим этапом станут тренировочные сборы перед заключительным этапом Российской компетентностной олимпиады школьников. Участникам предстоит много работы, которая еще больше раскроет и мотивационную одаренность.

ФОТООТЧЕТ