Skip to main content

Встреча Рабочей группы специалистов сопровождения

Встреча Рабочей группы специалистов сопровождения по разработке Положений о психолого-педагогическом и тьюторском сопровождении специализированных классов

 

            В «Областном центре работы с одаренными детьми» 21 октября состоялась первая встреча рабочей группы специалистов сопровождения по разработке Положений о психолого-педагогическом и тьюторском сопровождении специализированных классов.


  Встречу вели Татьяна Иннокентьевна Кулевцова, Людмила Константиновна Водолазская, специалисты ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», Екатерина Викторовна Дёмина, психолог ГБОУ ДОД НСО «Областной центр работы с одаренными детьми». В работе группы приняли активное участие Александр Латыпович Галин, канд. психол. наук, доцент СУНЦ НГУ,    14 педагогов-психологов и 3 тьютора ведущих общеобразовательных учреждений города Новосибирска, реализующих с начала 2010-2011 учебного года на базе своих образовательных учреждений Проект специализированного обучения естественнонаучного и математического профилей.

       

 

            Участники встречи обсудили целесообразность и своевременность разработки документа, регламентирующего деятельность специалистов сопровождения в процессе обучения одаренных детей  в общеобразовательных учреждений Новосибирской области естественнонаучного и математического профилей, направленного на реализацию нового программного содержания и его методического сопровождения. На основании анализа нормативно-правовых документов: Приказа Минобрнауки Новосибирской области от 31.08.2010 г. №1380 «О формировании сети  специализированных классов для одаренных детей по математике, физике, химии на базе общеобразовательных учреждений», «Положения о специализированных классах общеобразовательных учреждений естественнонаучного и математического профилей Новосибирской области», «Положения о Службе психолого-педагогического, медико-социального и правового обеспечения образования Новосибирской области», «Рабочей концепции одаренности» (разработанной и изданной по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети») участниками группы выделены такие аспекты разработки Положения о психолого-педагогическом сопровождении специализированных классов как:

 

  • адресные группы сопровождения;
  •  основные направления работы психолога с одаренными детьми (формирование социальных компетенций, создание условий социализации, сохранение психического здоровья, развитие основ саморегуляции, рефлексии, целепологания,  обеспечение личностно-ориентированной направленности образования);
  • механизмы взаимодействия участников образовательного процесса и специалистов сопровождения;
  • диагностический минимум специалиста сопровождения специализированного класса; выделение критериев и методологии диагностики проблем развития;
  • место психологической работы с одаренными детьми в образовательной и воспитательной работе образовательных учреждений (роль, нагрузка, расписание, административный ресурс);
  • рабочая учётно-отчётная документация психолога.

 

      В ходе обсуждения многие участники встречи высказывали свое мнение относительно проявившихся за полтора месяца обучения проблем сопровождения детей специализированных классов статусных общеобразовательных учреждений. Особенно ярко прозвучали проблемы оценки всех детей специализированных классов как одаренных в плане констатации статуса их исключительности. Высказывались мнения, что чаще всего речь идёт о способных детях, высокомотивированных к углубленным занятиям по предметам естественнонаучного и математического цикла, проявляющих потенциальную одаренность. Другой значимой проблемой прозвучала проблема разрозненности специалистов сопровождения и учителей-предметников, часто уводящая участников образовательного процесса от решения проблем развития конкретного способного, мотивированного, одаренного ребенка. Отчетливо звучала мысль о необходимости организации и работе в ОУ консилиума – как хорошего инструмента, объединяющего усилия всех специалистов школы в реальной практике сопровождения специализированного класса. Обсуждался вопрос различий в содержании сопровождения детей специализированного класса, ориентированного на большую индивидуализацию обучения.

      Затем участники группы распределили между собой вопросы, нуждающиеся в дальнейшей проработке.

      На следующей встрече, которая состоится в конце ноября, Рабочая группа на основе имеющихся разработок планирует составить Проект Положения о психолого-педагогическом сопровождении специализированных классов.

                                                                          

 Е.В. Дёмина,

руководитель направления психологического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности  ГБОУ ДОД НСО «Областной центр работы с одаренными детьми»