Skip to main content

Семинар для специалистов сопровождения специализированных классов

«Технология проектирования программ психолого-педагогического сопровождения специализированного класса»
«Областной центр работы с одаренными детьми» 2 ноября 2010 г. провел семинар для специалистов сопровождения специализированных классов  «Технология проектирования программ психолого-педагогического сопровождения специализированного класса»

 

            В помещении Технопарка Новосибирского Академгородка проблему проектирования  содержания сопровождения и поддержки интеллектуально одаренных детей собрались обсудить педагоги-психологи восьми районов г. Новосибирска, г. Бердска, п. Краснообска, г. Карасука, реализующих на базе общеобразовательных учреждений Проект специализированного обучения естественнонаучного и математического профилей. Совместно со специалистами ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования» Татьяной Иннокентьевной Кулевцовой, Людмилой Константиновной Водолазской  педагоги-психологи обсуждали одно из ключевых положений современной психологии одаренности – развитие личности одаренного ребенка во взаимодействии с его социальным окружением.

            В контексте данного положения сопровождение ориентировано, прежде всего, на ситуацию развития одаренного ребенка как систему его отношений с миром, с окружающими (взрослыми, сверстниками), с самим собой.

Социальная ситуация развития одаренного ребенка является совокупностью систем:

  • система отношений со взрослыми и сверстниками;
  • система прав ребенка, способствующая актуализации проблем, принятию решений, расширению уровня ответственности за их реализацию;
  • система социальных требований (норм);
  •  внутренняя позиция – система отношений ребенка к себе, другим, переживаниям других;
  • система ролей, которые проживает ребенок, - расширение репертуара этих ролей.

 

Способные дети («хорошая норма»), одаренные дети («проявляющие незаурядные способности») в силу своей развитой познавательной потребности, ориентацией на достижение успеха часто подвержены значительным психофизическим, интеллектуальным нагрузкам. Характерная для них асинхрония (неравномерность) психического развития может проявляться в проблемах эмоционального развития, трудностях коммуникации, узкой избирательности в своих привязанностях. Нередко такие дети проявляют высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, повышенную впечатлительность и связанную с ней высокую эмоциональную чувствительность.

 Поддержка и сопровождение одаренного ребенка  в образовательном учреждение направлена, прежде всего, на прогноз его социального развития, использование  индивидуального ресурса (в том числе и интеллектуального – высокую способность к рефлексии, анализу и др.) в направлении личностного роста. Поэтому основные шаги на пути проектирования деятельности специалиста сопровождения в образовательном учреждении – анализ сложившейся ситуации развития конкретного ученика, взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса, соорганизация усилий педагогов-администрации-родителей и самого подростка в направлении решения проблем развития средствами образовательного процесса.          

            Программа сопровождения специализированного класса призвана стать результатом проектирования соответствующей деятельности в конкретном образовательном учреждении, технологизирующей усилия не только психолога, но и основных участников образовательного процесса в направлении решения проблем развития и становления одаренного ребенка.