Skip to main content

Советы участникам

                         ТУРНИР И ПОЛЬЗА ОТ УЧАСТИЯ В НЁМ

Что такое турнир юных физиков?

Турнир юных физиков (ТЮФ) — это командное состязание школьников
старших классов, соревнующихся в умении решать сложные исследователь-
ские задачи, убедительно представлять полученные решения и отстаивать их
в научной дискуссии.
Задачи ТЮФ носят открытый исследовательский характер. Работа над за-
дачей включает в себя ознакомление с дополнительной литературой, выпол-
нение экспериментов, компьютерное моделирование. Задачи сообщаются
командам заранее, за несколько месяцев до турнира. Как правило, списки
задач разных турниров юных физиков, проводимых в текущем учебном году,
составляются на основе списка задач Международного турнира юных физи-
ков (IYPT), публикуемого на сайте http://www.iypt.org.

Польза от участия в турнире

Командная работа. Подготовка к турниру и участие в нём предполагают
высокий уровень командной работы. Готовность к сотрудничеству, умение
планировать и организовывать работу команды являются самыми востребо-
ванными человеческими качествами в современном мире.
Знание. Работа над задачами турнира позволяет приобрести некоторые
познания в области физики и смежных с ней дисциплин. Важно и то, что уча-
стники турнира не просто приобретают новые знания, но учатся тому, как
эти знания можно применять.
Исследование. Работая над задачами турнира, участники ведут своё соб-
ственное научное исследование, отвечая в конечном счёте на те вопросы, ко-
торые они сами смогли перед собой поставить.
Риторика. Решения задач должны быть представлены ясным, кратким и
выразительным образом, сопровождаться продуманными демонстрацион-
ными опытами и внятно оформленной компьютерной презентацией. Участ-
никам боя приходится вести содержательную дискуссию, быстро и точно за-
давать вопросы и отвечать на них. Участие в турнире предоставляет хорошую
возможность для приобретения такого рода навыков.

                                                 ЗАДАЧИ ТУРНИРА

Как устроены задачи турнира?

Школьные задачи по физике устроены так, что при их решении не нужно
делать никаких опытов, а нужно лишь правильно применять теорию: условия
задачи и физические законы представлены здесь в геометрических чертежах
и алгебраических формулах, так что мы имеем дело с математическим описа-
нием природы, а не с самой природой. Конечно, есть ещё и лабораторные
работы, где вы что-то изучаете, используете приборы и обрабатываете ре-
зультаты, но здесь обычно нужно не получить какие-то новые знания, но
лишь воспроизвести уже известный результат.


Задачи турнира юных физиков устроены совсем иначе. В условии такой
задачи описывается некоторое физическое явление, которое предлагается
воспроизвести, объяснить и изучить. Задачи турнира являются открытыми —
зачастую их полное решение неизвестно никому, даже их составителям.
Предполагается, что участники турнира будут сами придумывать и осуществ-
лять свои эксперименты, работать с приборами, разбираться с теорией, зна-
комиться с научной литературой, осваивать подходящую математику, про-
граммировать и заниматься компьютерным моделированием, писать докла-
ды, готовить презентации — словом, заниматься всем тем, чем в своей работе
занимаются настоящие физики.

Физика — это искусство задавать вопросы

Вы читаете условие турнирной задачи. Обычно в нём кратко описывается
некоторое явление, которое вам предстоит исследовать. Возможно, в задаче
описано даже не само явление, а лишь те условия, при которых оно наблюда-
ется. В любом случае, вам надо начать с воспроизведения этого явления и
наблюдений за ним. Однако воспроизведение явления — это ещё не физиче-
ский эксперимент. Можно сказать, что, наблюдая явление, мы начинаем по
настоящему представлять себе условие задачи: вот перед нашими глазами то,
о чём нас спрашивают. Но ведь нас пока что ни о чём не спрашивали. Нас
лишь попросили объяснить явление. А откуда мы знаем, что именно нам на-
до объяснять? Как понять, в чём состоит вопрос задачи, если этот вопрос не
задан явно? Дело обстоит таким образом, что до вопроса мы доберёмся лишь
тогда, когда зададим его себе сами.
Один из путей, приводящих к хорошим вопросам, состоит в том, чтобы
помещать наблюдаемые предметы в такие различные условия, когда они и
вести себя будут различно. Если мы увидели такое различие, мы можем спра-
шивать себя, чем оно обусловлено, что именно служит его причиной. Выяв-
ляя эту причину, вы будете предлагать разные объяснения. Как узнать, явля-
ется ли предложенное объяснение правильным? Для проверки правильности
объяснений физики давно уже придумали простой и надёжный критерий:
наше объяснение является по-настоящему хорошим, если оно позволяет нам
предсказывать такие явления, которых мы раньше не замечали.
Когда вы работаете в лаборатории или пытаетесь придумать теоретиче-
ское объяснение исследуемого явления, чаще спрашивайте себя: «что я сейчас
делаю?»; «что я сейчас пытаюсь узнать?» Всякому начинающему исследовате-
лю нужен руководитель; но роль руководителя вы отчасти можете взять на
себя сами, задавая себе этот вопрос. Если у вас нет определённого ответа на
него, скорее всего, вы тратите своё время впустую.

Знать границу между знаемым и незнаемым

Конфуций две с половиной тысячи лет назад наставлял своих учеников
так: «То, что знаешь, считай, что знаешь; то, что не знаешь, считай, что не
знаешь — это и есть знание». Иметь какое-то знание, не зная, где проходит
граница между этим знанием и незнанием, почти бесполезно: ведь тот, кто не
знает этой границы, будет постоянно принимать незнаемое за знаемое, а
знаемое за незнаемое, и тем самым — ошибаться.
Чтобы установить границу своего знания, почаще составляйте списки то-
го, что вам уже известно об исследуемом явлении, и того, что вы в нём ещё не
понимаете и не можете объяснить. Если вы отдаёте себе отчёт в том, что
именно вы не понимаете в задаче, вы уже сделали первый шаг в её реше-
нии — ведь теперь вы знаете, с чем вам следует разбираться. Список надо
начать с условия задачи, за которым идут относящиеся к задаче базовые зна-
ния, результаты уже проведённых наблюдений и экспериментов, описание
вашего текущего понимания задачи, вопросы, на которые у вас пока что нет
ответа, перечень книг и статей, которые вы уже просмотрели и которые вам
ещё предстоит просмотреть.


Решая задачу, важно различать правдоподобные гипотезы и эксперимен-
тально установленные факты. Одно дело сказать «я так думаю», и совсем дру-
гое — «вот опыт, который подтверждает мои слова». Чтобы проверить гипо-
тезу, надо придумать и осуществить такой эксперимент, который явно под-
твердит её или опровергнет. Когда мы сделаем такой эксперимент, мы смо-
жем сказать — «мы знаем». А пока что лучше говорить «мы предполагаем».

                                               ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ

Работа команды

Работа команды начинается с организационного собрания. На него надо
пригласить всех, кому интересен турнир. Здесь надо зачитать условия всех
задач, предварительно распределиться по ним, набросать первоначальные
идеи, договориться о следующей встрече. Не страшно, если по некоторым
задачам будет много желающих ими заниматься, а какие-то задачи пока что
останутся не выбранными. Главное — начать работу.
Каждый член команды заниматься решением всех задач не в состоянии,
поэтому постепенно нужно распределить задания так, чтобы над каждой за-
дачей работали два-три человека. Работать над задачей в одиночку — не
слишком эффективно; ведь многие ценные мысли рождаются в обсуждениях,
и ошибки чаще легче замечаются со стороны. И что вы будете делать, если
человек, который работал над задачей, заболеет перед самым турниром?
Как и всякий творческий коллектив, команда складывается постепенно.
Очень важно, чтобы в ней появился координатор — тот, кто знает, когда со-
стоится следующая встреча и что на ней будет обсуждаться, какие задачи уже
решены, какие ещё не решаются и т. д. Командная работа хороша тем, что
разные участники могут исполнять в ней разные роли. У кого-то хорошо по-
лучается генерировать идеи, кто-то отличается усидчивостью и тщательно-
стью проведения экспериментов, кто-то быстрее других проникает в суть
теории, кто-то силён критическими замечаниями, кто-то обладает хорошим
эстетическим чувством и умеет готовить красивые презентации. Разделяя эти
роли между собой, учитесь друг у друга, и тогда командная работа будет дос-
тавлять вам огромное удовольствие!
Добиться настоящих успехов в турнире может лишь такая команда, члены
которой работают вместе не один год, и в которой налажена преемственность
поколений. Подключайте к командной работе тех, кто учится в восьмом, а
иногда даже и в седьмом классе — когда старшие участники команды закон-
чат школу, в команде всегда будут оставаться опытные лидеры.
Ваши помощники — это ваши учителя физики, ваши родители, а возмож-
но и студенты — выпускники вашей школы. Хорошо, когда у команды есть
научный консультант, обладающий опытом инженерной работы или научных
исследований, способный помочь с оборудованием. Но помните, что задачу
решать должны вы, а не взрослые; если задача будет решена кем-то из взрос-
лых, в этом для вас не будет ровным счётом никакой пользы.

Планы и отчёты

Подготовка к турниру занимает несколько месяцев. При такой долгой ра-
боте надо составлять планы и делать промежуточные отчёты. Это — одна из
важных забот капитана команды. В лаборатории надо повесить стенд, на ко-
тором будет отражаться продвижение по каждой из задач: какие вопросы уже
решены, с чем надо теперь разбираться. Один раз в одну-две недели нужно
собираться всей командой и делать друг для друга рабочие сообщения, в ко-
торых рассказывать о том, над чем сейчас идёт работа. Если какой-то кусок
работы уже сделан, надо его описать прямо сейчас и ознакомить с ним всех
членов команды: может быть, читая его, они что-нибудь при этом придума-
ют. Когда какое-то решение принято как окончательное, надо сразу же при-
ступать к его оформлению — на подготовку слайдов уходит много времени, и
когда вы будете их готовить, у вас появится повод ещё один раз подумать о
задаче в целом.


Все исследования надо стараться по возможности завершить за несколько
недель до турнира — ведь довольно много времени уходит на оформление
результатов и подготовку докладов. Непосредственно перед турниром в тече-
ние нескольких дней нужно проводить «генеральные репетиции» — зачиты-
вать перед публикой все доклады в том виде, как они будут сообщаться на
самом турнире, с показом презентации и демонстрационных опытов, с про-
веркой того, укладывается ли доклад в отведённое время.

Работа с литературой

Практически все задачи Турнира юных физиков связаны с такими вопро-
сами и явлениями, которые кем-то уже обсуждались, изучались, описыва-
лись. Любой настоящий исследователь, принимаясь за дело, составляет себе
картину того, что в этой области уже сделано его предшественниками, и не
пытается изобретать велосипед.
Чтобы выйти на правильную литературу по теме, надо сначала понять, к
какими физическими явлениями связана формулировка задачи. Это не всегда
бывает просто. Поняв хотя бы в какой-то степени, о чём идёт речь в задаче,
надо попытаться выделить ключевые слова и произвести по ним поиск в Ин-
тернете. Помимо книг и статей, в Интернете выложено много других мате-
риалов, которые могут вам пригодиться. Попробуйте произвести по ключе-
вым словам поиск видеоматериалов; при этом ключевые слова лучше наби-
рать на английском языке, поскольку английский сектор Интернета является
основной зоной для всех тех, кто занимается наукой.
А ещё полезно читать разные книжки, для начала — учебники по физике.
Участие в турнире предполагает самостоятельное освоение многих тем, кото-
рые вы ещё не изучали в школе. Так что возможно, вам придётся добраться и
до более серьёзной литературы, в том числе и до научных статей.
Чтение на других языках, прежде всего на английском — это обязательная
часть культуры современного человека, и учёного — в первую очередь. Не
бойтесь иностранных языков, осваивайте их и превращайте в средство своей
работы. Пользуйтесь библиотеками; а если вам потребуется какая-нибудь
редкая статья, помните о том, что у крупных университетов есть доступы к
базам научных статей, не выложенных в открытом доступе.

Вспомогательные материалы

Международный турнир юных физиков — это не только финальный тур-
нир, который ежегодно проходит в июле, но также и целая система нацио-
нальных и региональных турниров, в которых участвует большое число
школьников из нескольких десятков стран. При этом турнир — это не только
соревнование, но также и попытка продвинуться в понимании физики, и ес-
ли получится — внести в исследование проблемы что-то своё, расширив об-
щий круг познаний по этому вопросу.
Для участников турнира составляются подготовительные материалы, пуб-
ликуемые на странице http://kit.ilyam.org/. Эти материалы представляют со-
бой пополняемое собрание ключевых вопросов и ссылок на литературу и
другие источники по каждой задаче. Задача материалов состоит в том, чтобы
стимулировать вашу самостоятельную исследовательскую работу, соотнося её
с тем, что уже было сделано в этой области ранее другими людьми, поднима-
ясь до тех стандартов, которые приняты в современной науке и избегая дея-
тельности по «изобретению колеса».
Турниры юных физиков проводятся уже в течении нескольких десятков
лет. В архиве IYPT на странице http://archive.iypt.org/solutions/ собрано не-
сколько сотен презентаций и докладов по задачам прошлых лет, сделанных
командами из разных стран.

                                          ТЕХНИКА ЭКСПЕРИМЕНТА

Порядок в установке и на рабочем месте

Начнём с известной рекомендации — экспериментатор никогда не должен
быть частью установки, все части должны устанавливаться на общем устой-
чивом основании и крепиться к нему винтами, клеем, пайкой и т. д. Деревян-
ные дощечки и рейки, пенопластовые бруски, пластиковые трубки, жестяные
пластины и другие расходные материалы, а также столярные и слесарные ин-
струменты для их обработки — всё это хозяйство нужно собирать и держать
под руками, чтобы работа не делалась «на коленке».


Те провода, которые надо постоянно присоединять и отсоединять, не
припаиваются и отпаиваются, а прикручиваются на клеммы. Клеммы надо
зачищать и хорошо затягивать. Провода перед пайкой зачищаются и соеди-
няются механически. Замыкание электрической цепи производится нажати-
ем на кнопку переключателя, а не подсоединением провода к проводу. Элек-
тросхему, которая питается от сети, надо включать в сеть в самую последнюю
очередь; а если в ней нужно что-то изменить, надо вынуть штепсель из розет-
ки, не полагаясь на один лишь выключенный переключатель.
Проводить эксперименты желательно в комфортабельных условиях: очи-
стить стол от ненужных вещей, расставить на нём установку и приборы,
обеспечить хорошее освещение, удобно положить перед собой лабораторный
журнал. Многие эксперименты лучше проводить вдвоём: один человек рабо-
тает с установкой и диктует показания приборов, другой их записывает.

Как невидимое сделать видимым?

При решении многих задач возникает ситуация, когда нам хотелось бы
увидеть что-то, невидимое по своей природе. Искусство экспериментатора
состоит среди прочего и в том, чтобы сделать невидимое — видимым.
Чтобы увидеть луч света, можно пропускать луч от лазерной указки через
задымлённый воздух или через воду, в которую добавлена капля молока. Изу-
чая течение жидкостей и газов, можно подкрашивать жидкости и задымлять
воздух; а ещё можно следить за потоками воздуха с помощью закреплённых
на обтекаемом теле тонких ниточек.
Ещё один пример подкрашивания был применён когда-то командой, ис-
следовавшей вытекание песка из песочных часов. Песок был подкрашен по
слоям; и можно было видеть, в каком порядке вытекают эти слои.

Простая техника, которая всегда под руками

Одно дело — увидеть явление и потом рассказывать о нём, и совсем дру-
гое дело — показать фотографию.
Порой оказывается, что примитивный фотоаппарат сотового телефона
может делать такие вещи, для которых обычные фотоаппараты не приспо-
соблены: например, с его помощью можно делать достаточно чёткие фото-
графии с расстояния в несколько сантиметров.
Видеокамера позволяет заснять процесс и затем рассматривать его не-
сколько раз, в том числе и по кадрам. Медленные процессы можно снимать
покадровой съёмкой и потом просматривать в ускоренном режиме. Быстрые
процессы можно снимать ускоренной съёмкой; правда, для этого необходимо
специальное оборудование.
Компьютер при наличии подходящих программ и внешних устройств
оказывается исключительно полезным средством не только для расчётов, но
и для проведения экспериментов. Работая со звуком, мы можем записать этот
звук через микрофон, а потом подвергнуть спектральному анализу с помо-
щью специальной программы. Подсоединив к компьютеру цифровой фото-
аппарат, мы получаем возможность рассматривать полученные изображения
на экране и проводить их дальнейшую обработку.
Однако не следует забывать о том, что идеальных приборов не существует,
и самая современная техника не является здесь исключением: все техниче-
ские устройства вносят в процесс измерения и обработки данных свои иска-
жения и погрешности. Так что желательно понимать, как работают приборы,
которые вы применяете, и чего от них можно ожидать.

Погрешности измерений и представление результатов

Все измерения мы производим с некоторой точностью, которая может
быть представлена в виде относительной погрешности. Результат измерения,
для которого не указана погрешность, физики результатом не считают вовсе.


Погрешность исходных измерений следует учитывать и в результатах, по-
лученных путём вычисления. К примеру, обычной деревянной линейкой мы
можем измерять длину с точностью ±0,5 мм. Результат измерения 44±0,5 мм
имеет относительную погрешность примерно в 1%. Если мы измеряли линей-
кой сторону квадрата, то площадь этого квадрата будет вычислена с погреш-
ностью 2% (почему?). Вычисление даёт результат 44 × 44 = 1936 мм2; 2% от
этого результата — это примерно 40 мм2. Отсюда получается, что за послед-
нюю цифру в числе 1936 мы отвечать не можем, и результат следует пред-
ставлять в виде 19,4±0,4 см2.

Лабораторный журнал. Таблицы и графики

Физик-экспериментатор фиксирует все свои эксперименты в лаборатор-
ном журнале. В журнал записываются все результаты, включая и такие, кото-
рые представляются вам сомнительными и даже абсурдными. Фиксируются
все существенные параметры установки — возможно, они вам не нужны сей-
час, но пригодятся в будущем. В журнале все результаты измерений пред-
ставляются в виде числовых таблиц — но когда вы извлекаете из этих данных
какое-то содержание, надо превращать их в графики.

                                                           ТЕОРИЯ

Работа с моделями

Построение физической теории следует начинать не с выписывания урав-
нений, а с разработки подходящей модели, упрощающей явление и выде-
ляющей в нём самое главное. Очень важно разобраться с тем, почему приня-
тая вами модель и в самом деле пригодна для описания исследуемого явле-
ния, а также выяснить, каковы рамки её применимости, какими факторами
мы можем пренебречь, а какими факторами пренебрегать нельзя.
Когда мы понимаем, как работает принятая модель, какими простейшими
зависимостями связаны её основные параметры, мы можем перевести это
понимание в математические символы и уравнения. Прежде, чем решать
уравнения, желательно проверить, насколько они осмысленны: сходятся ли
они по размерности, что из них следует в простейших предельных случаях,
какие оценки порядка величин можно получить на их основе. Работа с пре-
дельными случаями и простейшими оценками важна ещё и потому, что лишь
немногие задачи турнира допускают полное аналитическое решение.
Теорию, которой вы пользуетесь, следует обязательно соотнести с резуль-
татами экспериментов. Надо показать как то, в чём предсказания теории схо-
дятся с экспериментами, так и то, в чём они расходятся, и попробовать объ-
яснить, откуда берётся это расхождение. Целью нашей работы является уста-
новление правдоподобия и границ применимости теории, а не подгонка
опытных данных под математические формулы.
При решении некоторых задач большую пользу могут принести компью-
терные модели физических явлений. Для исследования механических про-
цессов очень полезной может оказаться программа «Живая физика»; сущест-
вуют и другие подходящие программы. Однако следует помнить, что компь-
ютер выдаст вам лишь то, что вы сами в него заложите, и относиться к полу-
ченным результатам с должной степенью осторожности, не принимая кар-
тинку на экране дисплея за саму реальность.

                                               ВЫСТУПЛЕНИЕ НА БОЕ

Доклад

Начинающему докладчику обычно хочется рассказать обо всём, что он
сделал, но такое желание нельзя счесть правильным. Доклад призван донести
до слушателей ваши самые главные мысли — причём представленные в таком
виде, чтобы их можно было воспринять и понять за короткое время. Поэтому
в доклад надо включать только самое важное и существенное из того, что ва-
ми сделано по задаче — как выглядит явление, которым вы занимались, ка-
кой моделью вы руководствовались и почему вы приняли именно её, какие
гипотезы вы проверяли, как проводился эксперимент, какова точность полу-
ченных результатов, насколько эти результаты согласуются с предсказаниями
теории.


Нужно внятно рассказать о том, на какие общеизвестные факты и опуб-
ликованные работы вы опирались, в чём состоят ваши собственные исследо-
вания и полученные вами результаты. Сообщать чужие идеи, не указывая их
авторства — это очень серьёзное нарушение научной этики. Следует особо
обрисовать те стороны вашего исследования, которые не проистекали непо-
средственно из первоначальной формулировки условия задачи, но были раз-
виты вами самостоятельно.
Выступление докладчика включает в себя компьютерную презентацию,
показываемую на экране. Кадры вашей презентации должны быть хорошо
читаемыми и ясно оформленными. Хорошо, когда презентация содержит
фотографии экспериментальной установки (крупным планом — рабочие эле-
менты) и наблюдаемого явления, а если нужно, то и видеоматериалы.
Полученные вами экспериментальные данные надо показывать не в таб-
личном виде, а на графиках. Отдельные числовые значения обычно никого не
интересуют, ведь мы исследуем не числа, а зависимости; зависимость же
лучше всего представляется именно графиком. Покажите предсказание тео-
рии линией одного цвета, а экспериментальные точки и интерполирующий
их график — другим цветом. Не забывайте показывать с помощью «усов»
оценку возможных ошибок и статистических отклонений.
Относительно математических формул желательно руководствоваться
следующим правилом: на одном кадре презентации не должно находиться
больше одной формулы. Длинные формулы читать вслух не надо. Надо пока-
зать, что в записанной формуле является главным, куда надо смотреть, выде-
лить это красной стрелкой или как-нибудь ещё. Помните, что восприятие
любой математической формулы теми, кто с ней не был знаком раньше, тре-
бует некоторых усилий и времени. Если вы решаете какое-то уравнение, не
надо показывать, как делаются промежуточные выкладки: объясните, как
получено само уравнение, а потом сразу же приведите его решение.
Писать много слов в презентации тоже не нужно — слова вы можете ска-
зать вслух. Презентация — это не переписанный доклад, но графическая ос-
нова вашего выступления, помогающая вам структурировать свою мысль, а
вашим слушателям — понять её суть.
Демонстрационные эксперименты должны быть простыми и яркими, за-
нимающими не более пары минут. Если вы проделывали некий рутинный
эксперимент, на который у вас ушло несколько часов (дней, недель), не надо
воспроизводить его во время доклада: покажите фотографию и чертёж уста-
новки и сразу же переходите к обсуждению методики и результатов. В демон-
страционных экспериментах следует показывать лишь то, что оригинально,
необычно, красиво. Если опыт требует предварительной подготовки, вся она
должна быть сделана до доклада, а не во время его. Вы должны быть уверены
на все сто, что опыт получится — для этого его стоит отрепетировать заранее.
Для доклада можно заранее распечатать раздаточный материал, который
вручается всем участвующим в бое командам и членам жюри.

Дискуссия

Прежде всего, нужно помнить о том, что задача оппонента — не «зава-
лить» докладчика, но продвинуть общее понимание физики: ради этого мы
собираемся на турнире, и именно это продвижение будет оценивать жюри.
Соревнование соревнованием, но главная цель турнира — узнать что-то но-
вое на основе уже известного старого, и именно на получение нового физиче-
ского знания направлена и предварительная подготовка участников, и их
дискуссия в физическом бое. Помните о то, что члены жюри — это настоя-
щие учёные, и их интересует, насколько вы сумели разобраться в физике. Ес-
ли совместными усилиями обеих команд вы получите какое-то новое знание
прямо по ходу боя, именно этот момент станет украшением всего боя и на-
долго всем запомнится!
Все вопросы оппонента к докладчику надо задавать в ясной и чёткой фор-
ме, допускающей вполне определённый ответ. Будучи докладчиком, отвечай-
те на вопросы по существу; если вы чего-то не знаете, скажите об этом прямо.
Оппонируя, избегайте обтекаемых формулировок: скажите кратко, что сделал
докладчик, что им установлено достоверно, какие результаты представляются
вам ошибочными или сомнительными и почему, что ещё мог бы сделать док-
ладчик, следуя логике своего исследования.

Слушая доклад и готовя своё выступление, оппонент сравнивает результа-
ты докладчика со своими собственными. Однако, согласно правилам турнира,
в своём выступлении оппонент разбирает решение докладчика, но не расска-
зывает собственного решения. Если вы видите, что результаты докладчика
расходятся с теми, которые получила ваша команда, это ещё не означает, что
докладчик неправ: именно в этой ситуации оппонирующей команде требует-
ся включить все свои логические способности, анализируя и сопоставляя как
логику выступления докладчика, так и логику собственного исследования,
которое во время выступления оппонента так и останется за кадром.