Skip to main content

Итоги 2010 - 2011 учебного года

 

В 2010-2011 учебном году в результате конкурсного отбора выбраны 19 общеобразовательных учреждений Новосибирской области, к которых были открыты 23 специализированных класса по математике, физике, химии, в том числе:  

  • г. Новосибирск – 19 классов, 
  • г. Бердск – 2 класса, 
  • Карасукский район, г. Карасук – 1 класс, 
  • Новосибирский район, г. Краснообск – 1 класс.

Классы были открыты на  параллелях основной и средней школы: для учащихся 7-х кл. – 1 класс, 8-х кл. – 5 классов, 9-х кл. – 6 классов, 10-х кл. – 11 классов. Набор обчающихся в эти классы также был осуществлен на конкурсной основе. Всего 568 человек.

Для проведения занятий по профильным (базовым) предметам осуществляется деление классов на группы. Профильные (базовые) предметы в большинстве ОУ ведут преподаватели высшей школы (как параллельно с определением паритета тем, так и синхронно в группах). Такой подход важен для осуществления педагогического аудита, самоконтроля и взаимоконтроля, обеспечения высокого уровня и нового качества преподавания. Заключены  договора, соглашения ОУ с вузами по сопровождению специализированных классов, использованию материальной базы вузов для обучения учащихся, проведению научно-исследовательской работы. Проведение практических и лабораторных работ осуществляется на базе лабораторий ВУЗов.

Для обеспечения функционирования специализированных классов определены - классный руководитель, тьюторы по вопросам организации индивидуальной образовательной траектории, которые обеспечивают организацию образовательного процесса во взаимодействии с ВУЗом.

Определен повышенный норматив финансирования на каждого обучающегося. В 2010 году на каждый класс из областного бюджета выделено по 1 млн. руб. на приобретение учебного и лабораторного оборудования.

Классы работают в режиме Школы Полного дня. В индивидуальной образовательной программе у каждого обучающегося определены часы внеурочной деятельности -  до 10 часов в неделю.

Содержание занятий формируется образовательным учреждением с учетом выбора учащихся и направлено на реализацию различных форм деятельности, отличных от урочных (проектно-исследовательская работа, научные исследовательские кружки, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, летние и зимние профильные смены и др.).

В общей сложности,  не менее  5 часов внеурочной деятельности направлены на обеспечение профильной подготовки учащихся -  спецкурсы, практика, исследования и т.д., которые ведутся преподавателями ВУЗов.

Остальные часы используются на организацию досуговой – развивающей деятельности по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, социальное проектирование,  которые дают возможность учащимся раскрыть свои индивидуальные способности и реализовать себя в различных социально-значимых проектах и акциях и др.

Большое внимание обращается на формирование коммуникативной компетенции учащихся: проведение разнообразных внеклассных занятий, организацию экскурсий, посещение кафедр ВУЗов, Технопарка, встреч с ведущими учеными.

Индивидуальная психолого-педагогическая поддержка учащихся специализированного класса обеспечивается специалистами психолого-педагогической службы, реализацией здоровьесберегающих технологий.

Для увеличения двигательной активности реализуется 3-й час физической культуры. 

Обучение, отдых и питание учащихся специализированного класса  организуется под строгим контролем медицинского персонала в соответствии с действующим законодательством.  На каждого ученика спецкласса заведен Паспорт здоровья.

РЕЗУЛЬТАТЫ:

По итогам  учебного года средние цифры по успеваемости: 99,4% - абсолютная; 73%  - качественная. Показательными являются результаты участия обучающихся специализированных классов в олимпиадах и научно-практических конференциях. 

Так, по итогам всероссийской олимпиады школьников  в 2011 году  обучающиеся специализированных классов как по базовому предмету, так по сопутствующему, показали лучшие результаты. Увеличилось количество участников и количество победителей и призеров  по сравнению с 2010 годом, когда эти школьники обучались в обычных классах. Значительны результаты в заключительном этапе -  в 2010 году обучающиеся спецклассов участие не принимали, в 2011 году - есть победители и призеры.

На региональном этапе  всероссийской олимпиады школьников  11%  от общего числа призеров и победителей составили учащиеся спецклассов. 

По результатам  Всесибирской открытой олимпиады школьников (по предметам математического и естественнонаучного цикла)  участники от специализированных классов составили 8%, а победители и призеры – 11%. 

Увеличилось среди обучающихся специализированных классов и  количество участников научно – практических конференций, появились среди них победители и призеры. 

В целом,  в олимпиадах и конкурсах  (дистанционных и очно-заочных) по предметам математического и естественнонаучного профилей приняли участие  - 31% от общего числа (175 человек), среди них  - 57% (99 человек) стали призерами и победителями. По непрофильным предметам приняли участие 29% от общего числа (166 человек), среди них 24% (40 человек) стали  победителями и призерами. 

Высокие результаты показали учащиеся специализированных классов в спортивных соревнованиях, конкурсах художественного творчества, фестивалях искусства и других. Всего из специализированных классов  приняли участие 37% от общего числа (212 человек), среди них 70% (148 человек) стали призерами и победителями соответствующих мероприятий.

Таким образом, обучаясь в специализированных классах, получая высокий уровень развития, ученики стали больше принимать участие  в мероприятиях, направленных на выявление одаренных детей, показали высокие результаты. Многие из них стали серьезно заниматься проектной, научно – исследовательской работой. 

Правильно организованная образовательная программа, направленная на индивидуальное развитие обучающихся специализированных классов показала эффективность данного проекта.

Проект специализированных классов математического и естественнонаучного направлений является одним из основных технологий новых ФГОС, основу которых составляет личностно - деятельностный подход, развитие личности ребенка.

 

Полученные результаты в реализации проекта специализированного обучения были представлены на коллегии Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области 24 мая 2011 года, где наряду с положительным опытом были отмечены и ряд проблем:

  1. недостаточно разработана нормативно-правовая база, необходимая для полноценной реализации проекта, в том числе развития практики психолого-педагогического  и тьюторского сопровождения, построения  индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
  2. несовершенны административно-финансовые механизмы, препятствующие полноценному укреплению материально-технической базы специализированного обучения;
  3. проблема перегрузки обучающихся спецклассов из-за несогласованности учебной нагрузки по профильным и непрофильным предметам;
  4. проблема повышения квалификации и расширения компетенций педагогов ОУ относительно углубленного предметного содержания специализированного обучения, применения инновационных педагогических технологий, использования возможностей дистанционного обучения;
  5. обеспечение транспортом при организации экскурсий для обучающихся или посещении лекций ученых, выезде детей на мероприятия, организующихся в рамках проекта и сетевого взаимодействия.

В целом, коллегия приняла решение о необходимости продолжить реализацию проекта специализированного обучения математической и естественнонаучной направленности на территории Новосибирской области,  увеличить количество  специализированных классов с учетом потребностей в отдельных муниципальных образованиях,  привлечь к реализации проекта новых участников комплексного сопровождения.