Skip to main content

Сеть специализированных классов в 2012 году

Материалы установочного семинара (20 декабря 2011 г.):

  1. Проектирование развития сети специализированных классов (Г.Я. Куклина, директор ГБОУ ДОД НСО "ДИО-ГЕН")
  2. Научно-методическое сопровождение специализированного обучения по математике, физике, химии в 2012 году (Л.А. Дмитриева, методист ГБОУ ДОД НСО "ДИО-ГЕН")
  3. Психолого-педагогическое сопровождение сети специализированных классов (Е.В. Демина, психолог НСО "ДИО-ГЕН")
  4. Управление качеством специализированного обучения (Г.Ф. Филимонов, директор МАОУ г. Новосибирска "Лицей №9")

 

Модель управления качеством в сети специализированных классов

Выделены пять основных составляющих модели:

  1. обучающиеся
  2. педагоги-предметники
  3. администрация ОУ
  4. преподаватели и представители ВУЗов
  5. педагоги-психологи, тьюторы

и три уровня критериев качества:

  1. базовый инвариант (обязательный)
  2. вариативный (рекомендательный)
  3. специальный (отражающий специфику конкретного ОУ)

ОБУЧАЮЩИЕСЯ (План работы на 2012 год)

Цель: развитие творческих научно-исследовательских способностей, ориентированных на межпредметную интегрированность знаний;
Базовый инвариант:
 

Задачи

Критерии мониторинга

Периодичность,
сроки монитоинга, механизм

освоение образовательной программы специализированного обучения

текущая успеваемость;

результаты единой контрольной работы;

 

2 раза в год;

по итогам I и II полугодий;

органами управления образования;

основание - приказ Минобрнауки НСО

индивидуальное развитие  каждого обучающегося

оценка динамики:

предметного обучения (успеваемость, результаты контрольных работ и участия в  конкурсных мероприятиях);

личностного развития (данные психологического обследования: эмоциональное  состояние, адаптация к условиям спец. обучения,уровень развития учебной мотивации, ценностных установок, активность, социализация,   коммуникативные компетенции, психологический климат в классе, развитие навыков целеполагания и рефлексии);

2 раза в год (начало года –  постановка образовательной цели, в конце –  анализ степени  её реализации);
внутри специализированного класса на основе портфолио обучающихся;
проводят классный руководитель, педагоги-предметники, педагог-психолог, тьютор;
формы исследования: наблюдение, анкетирование, психологическая диагностика, собеседование;
результат – карта обучающегося, анализ и вывод – прогноз на дальнейшее обучение;
контроль за исполнением со стороны администрации ОУ;
предоставляется итоговая аналитическая справка по классу; 

освоение программ дополнительного образования

включенность в освоение программ доп.образования;

количество программ;

объем часов;

1 раз в год 

органами управления образования;

основание - приказ Минобрнауки НСО

совершенствование системы здоровьесбережения

стабильное положительное эмоциональное состояние;

количество пропущенных уроков по причине болезни;

система мер по оптимизации учебной нагрузки;

система мер по контролю двигательной активности.

1 раз в год

предоставляется аналитическая справка по классу

Вариативный уровень:

Задачи Критерии мониторинга Периодичность,
сроки монитоинга, механизм

подготовка к участию в олимпиадах, конкурсах, научно-исследовательских турнирах и конференциях;

количество участников, призеров и победителей на каждом из уровней;

динамика результатов участия.

1 раз в год

единый запрос

органами управления образования;

основание - приказ Минобрнауки НСО

поддержка и развитие дистанционных и экстернатных форм обучения

количество обучающихся по данным формам;

качество обучения;

публичный отчет

развитие системы предпрофильной подготовки

программы дополнительного образования в среднем и младшем звене ОУ;

публичный отчет

развитие системы поиска и отбора одаренных детей для специализированного обучения

% обучающихся пришедших в спецклас из других ОУ;

география обучающихся (охват районов)

публичный отчет

 

 

ПЕДАГОГИ (План работы на 2012 год)

Цель: повышение компетентностей педагогов, создающих среду для развития творческих научно-исследовательских способностей обучающихся;
Базовый инвариант:
 

Задачи 

Критерии мониторинга

Периодичность,
сроки монитоинга, механизм

формирование кадрового состава специализированного обучения

квалификация и опыт работы педагогов, работающих в спецкласах;

1 раз в год,

органами управления образования;

основание - приказ Минобрнауки НСО

разработка образовательной программы специализированного обучения предмету

наличие образовательной программы специализированного обучения

 

1 раз в год,

экспертиза образовательной программы научными руководителями сети

 

повышение квалификации в области специализированного обучения, педагогики и психологии работы с одаренными детьми

курсы повышения квалификации

посещение семинаров для педагогов спецклассов

аттестация педагогов

1 раз в год,

органами управления образования;

основание - приказ Минобрнауки НСО

Вариативный уровень:

Задачи Критерии мониторинга Периодичность,
сроки монитоинга, механизм

Организация методической работы
(мастер-классы, открытые уроки;
оформление методических материалов;
выступления на семинарах, круглых столах, конференциях;
публикации)

представление опыта работы;

1 раз в год, 

аналитическая справка

Организация дистанционной работы с обучающимися
(консультации; разработка дистанционных курсов;
организация дистанционного взаимодействия;
работа над проектом)

представление опыта работы;

 

1 раз в год, 

аналитическая справка

 

Использование новых педагогических технологий:
(проектный метод; экспериментальная и исследовательская деятельность на уроках; разработка межинтеграционных курсов и учебных модулей)

представление опыта работы;

 

1 раз в год, 

аналитическая справка

 

Использование современных технических средств обучения (интерактивные;
информационно-коммуникативные;
мультимедиа;
цифровые лаборатории; робототехника)

представление опыта работы;

 

1 раз в год, 

аналитическая справка

 

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ (План работы на 2012 год)
Цель:
Создание в общеобразовательном учреждении условий для эффективного управления образовательным процессом специализированного обучения;

Базовый инвариант

Задачи Критерии мониторинга Периодичность,
сроки монитоинга, механизм
Разработка рекомендаций по нормативно-правовой базе ОУ в сфере специализированного обучения

наличие перечня рекомендованных локальных актов, входящих в нормативно-правовой пакет ОУ;

1 раз в год,

органами управления образования;

основание - приказ Минобрнауки НСО

Разработка рекомендаций по определению финансовых нормативов специализированного обучения единые финансовые нормативы (определение и обоснование)

1 раз в год,

органами управления образования;

основание - приказ Минобрнауки НСО

Разработка рекомендаций по распределению в долевом соотношении повышенного финансового норматива на организацию специализированного обучения

Долевое соотношение по статьям:
повышенный норматив оплаты труда педагогов за квалификацию;
деление на группы;
дополнительные учебные часы;
оплата труда привлеченных педагогов ВУЗов;
совершенствование МТБ;
расходные материалы;
повышение квалификации педагогов.

1 раз в год,

органами управления образования;

основание - приказ Минобрнауки НСО

Разработка рекомендаций по приобретению учебного оборудования, необходимого для специализированного обучения Перечень приобретенного  оборудования по профилю специализации (с обоснованием)

1 раз в год,

органами управления образования;

основание - приказ Минобрнауки НСО

Вариативный уровень:

Задачи Критерии мониторинга Периодичность,
сроки мониторинга, механизм

Аппробация нового опыта организации образовательного процесса, связанного со специализированным обучением:

индивидуальные образовательные траектории учащихся;
тьюторство;
оптимизация учебной нагрузки обучающихся;
изменение содержания и методики преподавания  непрофильных предметов;
разработка и реализация технологий здоровьесбережения;
введение возможных новых предметов и модулей;
работа с родителями;
работа с общественностью

Представление опыта

1 раз в год, 

публичный отчет

Совершенстование системы организации воспитательной и досуговой работы

программы воспитательной работы;

представление опыта воспитательной работы.

1 раз в год, 

публичный отчет

Совершенстование системы  профориентационной работы

представление опыта

1 раз в год, 

публичный отчет

Развитие системы привлечения волонтеров (выпускников ОУ)

число привлеченных волонтеров (выпускников ОУ);

число и перечисление мероприятий с участием волонтеров (выпускников ОУ).

1 раз в год, 

публичный отчет

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С  ВУЗАМИ (План работы на 2012 год)

Цель:
Разработка рекомендаций по сотрудничеству и построению взаимодействия между ОУ и ВУЗом;
Базовый инвариант

Задачи Критерии мониторинга Периодичность,
сроки мониторинга, механизм
Организация взаимодействия с ВУЗами

приказ по ОУ о назначении должностного лица, ответственного за взаимодействие ОУ с ВУЗом;

наличие соглашения между ОУ и ВУЗом о сотрудничестве;

перечень типов взаимодействия (приглашенные преподаватели, организация занятий на базе ВУЗа, использование МТБ ВУЗа, т.д.);

перечень элективных или спецкурсов на базе ВУЗов;

список преподавателей ВУЗов с указанием занимаемой должности в ВУЗе, ученой степени, вида осуществляемой деятельности в ОУ

план совместных с ВУЗом мероприятий.

1 раз в год,

органами управления образования;

основание - приказ Минобрнауки НСО

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ (План работы на 2012 год)
Цель:
Повышение компетентностей участников образовательного процесса  в области психолого-педагогического сопровождения одаренного ребенка классов  специализированного обучения;

Базовый инвариант

Определение функциональных обязанностей  педагога-психолога
  в проекте
Наличие рабочей программы
ППС одаренных детей       

 
Развитие практики ППС одаренных детей Материально-техническое и методическое обеспечение ППС Показатели внутреннего мониторинга организации ППС одаренных детей (уровень ОУ).
Формы предоставления результата.

 

Специалист на основании входной диагностики класса проводит отдельные мероприятия (спец.курс, тренинг, род. собрание и т.п.), ориентированные на поддержку наиболее способных и одаренных детей.  Мероприятия входят в программу, которую реализует педагог-психолог, согласованную с участниками ОП. Результаты работы отслеживаются путем повторной диагностики.
Психолог-организатор
Психолог-консультант

 

Программа организации психологической работы с одаренными детьми.

Специалист представляет  работу ОУ по ППС  одаренных детей на семинарах регионального оператора проекта.

Соответствие помещений, оборудования, диагностического инструментария  целям реализации  Программы организации психологической работы с одаренными детьми

- Определение функциональных обязанностей педагога-психолога в проекте (задачи, раб. время в неделю, уч. часы в расписании кл. /внеуч. ч.) (Локальный акт, приказ);
- Наличие Программы;
- Аналитический отчет
( ½ года, год)
- Аналитическая справка о МТБ (помещение, оборудование, диагностический инструментарий, соответствующий проблематике, Программе, возрастным, психофизиологическим особенностям одаренных детей).

 

Вариативный уровень:

Определение функциональных обязанностей  деятельности педагога-психолога в проекте

Наличие рабочей программы
ППС одаренных детей       

Развитие практики ППС одаренных детей

Материально-техническое и методическое обеспечение ППС

Показатели внутреннего мониторинга организации ППС одаренных детей (уровень ОУ).
Формы предоставления результата.

Специалист участвует в комплексном коллегиальном  психолого-педагогическом сопровождении одаренного ребенка в ОУ. Индивидуальное сопровождение обучающегося организуется в форме деятельности консилиума по сопровождению наиболее способных и одаренных детей (группы сопровождения).
Психолог-куратор

Программа
психолого-педагогического сопровождения специализированного класса. Разработка индивидуальных образовательных маршрутов одаренных детей.

Специалист  принимает активное участие в развитии сети ППС одаренных детей:
- творческие гр.;
- рабочие группы;
- посещение мастер-классов коллег.

Соответствие помещений, оборудования, диагностического инструментария  целям реализации  Программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

Наличие Программы
П-П сопровождения класса;
- Составление ИОМ;
- Созданный в соответствии с Положением о ППк консилиум, соответствие требованиям по ведению документации консилиума;
- Активность педагога-психолога в мероприятиях сети спецклассов;

Специальный уровень

Определение функциональных обязанностей  деятельности педагога-психолога в проекте

Наличие рабочей программы
ППС одаренных детей       

Развитие практики ППС одаренных детей

Материально-техническое и методическое обеспечение ППС

Показатели внутреннего мониторинга организации ППС одаренных детей (уровень ОУ).
Формы предоставления результата.

Специалист разрабатывает и коллегиально реализует в ОУ оригинальную методику развития и сопровождения одаренных детей, не имеющую аналога в практике психологической работы НСО, РФ.

Психолог-методист
 

Авторская программа развития и сопровождения одаренных детей.
 

Специалист  инициирует развитие сети ППС одаренных детей:
- проведение  мастер-классов;
- творческие гр.;
- рабочие группы.

 

Соответствие помещений, оборудования, диагностического инструментария  целям реализации   Авторской программы развития и сопровождения одаренных детей

Наличие Авторской программы развития и сопровождения, разработанной в контексте реализации экспериментальных программ, инновационной деятельности ОУ;
- Разработка и апробация  оригинальных методических  материалов.