Skip to main content

Успехи региона в олимпиадах: откуда они приходят

Всероссийская олимпиада школьников (далее – Олимпиада) – самое массовое и значительное мероприятие в стране с возможностью привлечения к организации и участию профессиональных педагогов, методистов, экспертов по выявлению и развитию детской интеллектуальной одаренности и большого числа учащихся региона (2012 год: более 20 000 участников муниципального и более 2 000 участников – регионального этапов Олимпиады в Новосибирской области). В настоящее время заключительный этап Олимпиады проводится в различных городах страны по 21-му предмету: математике, физике, химии, биологии, информатике, астрономии, экологии, экономике, географии, обществознанию, праву, истории, литературе, русскому, английскому, французскому, немецкому языкам, мировой художественной культуре (далее - искусство), технологии, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности (далее - ОБЖ).

Для участия в заключительном этапе Олимпиады приглашаются школьники 9-11 классов, набравшие наибольшее количество баллов в соответствии со всероссийским рейтингом. В этом году в заключительном этапе Олимпиады приняли участие 98 учащихся общеобразовательных учреждений Новосибирской области. За последние три года численность участников и число призеров и победителей Олимпиады выросли, что подтверждается данными таблицы 1:

Таблица 1. Количество участников, призеров и победителей на региональном и заключительном этапах Всероссийской олимпиады школьников с 2009 по 2012 г.

 
 

Региональный этап

 

Заключительный этап

 

 

участники

призеры

победители

участники

призеры

победители

2009-2010

1138

203

50

75

24

7

2010-2011

1481

341

        48

76

27

5

2011-2012

2300

472

47

98

44

11

 

  Стоит отметить рост числа победителей и призеров заключительного этапа Олимпиады по экономике (8 – в 2012 году против 2 – в 2011), биологии и физике (увеличение на 2 по сравнению с 2011 годом).

Если говорить о позитивных изменениях последнего года по сравнению с предыдущим, то можно отметить увеличение доли девятиклассников в общем количестве призеров и победителей регионального этапа Олимпиады по математике, литературе, русскому, французскому, немецкому языкам, истории, технологии.

Результаты заключительного этапа Олимпиады последнего года по сравнению с предыдущим показывают позитивные изменения, которые можно наблюдать на Рисунках  1 и 2, а именно:

  • появление призеров по математике, праву, литературе, экологии, литературе, физической культуре;
  • увеличение призеров по химии, информатике, истории, технологии;
  • появление победителей по физике, русскому и немецкому языкам;
  • увеличение победителей по биологии и экономике.

 

Рисунок 1. Победители заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011 - 2012 годах

 

 

Рисунок 2. Призеры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников в 2011 -  2012 годах

 

            Интересно отметить, что среди призеров и победителей регионального этапа Олимпиады 2012 года учащиеся 9, 10, 11 – х классов распределяются следующим образом соответственно:  призеры: 22%, 24%, 54%;  победители: 31%, 45%, 24%.

Распределение участников  заключительного этапа Олимпиады 2012 года по муниципальным образованиям и городским округам Новосибирской области сложилось следующим образом, см. Рисунки 3, 4, 5, Таблица 2.

 

Рисунок 3. Распределение победителей по районам города Новосибирска

 

                   

 

Рисунок 4. Распределение призеров по районам Новосибирска и Новосибирской области

 

 

Рисунок 5. Распределение участников заключительного этапа по районам Новосибирска и Новосибирской области

 

Стабильно максимальное число призеров и победителей приносят региону химики: около четверти всех побед - 13 человек из 55. Весомый вклад в такой результат вносит педагогический коллектив кафедры химии Специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета (далее – СУНЦ НГУ).

Следует отметить вклад  педагогов и руководства школ, лицеев и гимназий, входящих в сеть специализированных классов математической и естественнонаучной направленности, работающих на отличные результаты и  демонстрирующих достижения на региональном и российском уровне.

Стоит поблагодарить за отличные результаты и позитивную динамику всех, кто создает и поддерживает особую образовательную и развивающую среду в нашем регионе, благодаря которой мы имеем не только и не столько успехи на олимпиадах, сколько удовлетворение от совместной деятельности, приносящей пользу и ощущение развития  - нашим детям, региону, самим себе.

Результаты отражают огромную работу самих ребят, которых горячо поздравляем с победами, усилий их родителей, школьных учителей и педагогов, тренеров, специалистов, с кем сотрудничали и развивались в предметных областях наши умники и умницы. Рады возможности отметить успехи педагогических коллективов, администраций общеобразовательных учреждений – кто учил и готовил призеров и победителей заключительного этапа Олимпиады  школьников, создавал условия для их развития:  СУНЦ НГУ, лицея №130, гимназии №1, гимназии №6 «Горностай», школы №119. Отметим, что успехи ребят складываются из нескольких составляющих. В первую очередь, это родители, кто вовремя направил учиться к высокопрофессиональному педагогу, кто помог выбрать возможности системы дополнительного образования в плане работы с интеллектуально одаренными детьми, и, конечно же, это школьные учителя, неравнодушные к детям и помогающие им раскрыть способности и идти дальше в своем развитии с любого возраста.

В Новосибирской области немалый вклад в развитие ребят вносят:

  • каникулярные сессии  Школы развития «Пифагор»;
  • мероприятия Экономического лицея города Бердска, в том числе - Экономический фестиваль «Сибириада. Шаг в мечту», участниками которого в течение нескольких лет являлись победители заключительного этапа Олимпиады 2012 года по экономике;
  • Летние школы юного программиста Института систем информатики Сибирского отделения Российской академии наук;
  • Летняя естественнонаучная школа «Лаборатория Z» Центра дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН».
  • Кроме этого, олимпиадная подготовка для учащихся 10-11-х классов по предметам естественнонаучного цикла ведется в СУНЦ НГУ в течение всего учебного года для всех желающих школьников города и области.
  • В течение последних двух лет Центром «ДИО-ГЕН» организованы и ведутся углубленные занятия в рамках Центра олимпиадной подготовки на базе НГУ для  учащихся 9-11 классов по предметам естественнонаучного цикла и для учащихся 7-11-х классов по математике, где проходят подготовку потенциальные победители Олимпиады не только по математике, но и по другим предметам, например, по экономике.
  • В течение последнего года организованы занятия по другим предметам Олимпиады на базе НГПУ.
  • По ряду предметов организуются региональные учебно-тренировочные сборы для участников заключительного этапа Олимпиады.

По итогам Олимпиады стоит поблагодарить преподавателей и тренеров Центра олимпиадной подготовки «ДИО-ГЕН», а это – преподаватели СУНЦ НГУ, НГУ, НГПУ, аспиранты и научные сотрудники НГУ, институтов СО РАН, за их увлеченность, профессионализм и результативность. Немалый вклад в развитие ребят вносят поездки и участие во всероссийских и международных турнирах, олимпиадах и школах-тренингах, где они получают возможность работать в среде равных себе. Отличный полигон для развития своих способностей  получают школьники и их педагоги благодаря сети региональных турниров и олимпиад, тренингов - существующих, созданных и возрожденных за последние два года консолидацией усилий педагогов, методистов и специалистов СУНЦ НГУ, статусных общеобразовательных учреждений города, НГУ, научных институтов СО РАН, Школы развития «Пифагор», Центра дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН»: это Всесибирская открытая олимпиада школьников для учащихся 7-11-х классов, Устная олимпиада по математике для учащихся 6-8-х классов, Турниры юного физика, юного химика, юного биолога, Межпредметная олимпиада «Золотая середина», Региональная олимпиада по программированию. Третий год немалый вклад в создание среды для развития увлеченности, интереса и способностей учащихся 6-8-х классов к занятиям математического, естественнонаучного и научно-технического направлений вносят занятия Воскресной научной школы Центра дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН».

Успехи радуют, но не стоит ожидать постоянных приростов в числе победителей, ограниченном квотой организаторов. Не это является основной задачей работы по совершенствованию системы развития детской интеллектуальной одаренности в регионе. Важно, чтобы ребята смогли максимально проявить свои таланты и способности к саморазвитию для их собственной успешной и счастливой жизни и в интересах развития региона. Основным ресурсом для экономического развития Новосибирской области являются кадры, способные и готовые к постоянному саморазвитию и решению нестандартных задач в науке, высокотехнологичном производстве, управлении.

Будущее региона немало зависит от того, как много талантливых, одаренных и способных ребят смогут быть успешными в выборе своего будущего и будут рады жить и работать в нашем окружении. Одной из главных задач Центра «ДИО-ГЕН» является создание обогащенной среды для развития детской интеллектуальной одаренности максимально возможного числа детей Новосибирской области, разнообразных условий - максимально доступных каждому ребенку, независимо от места проживания и социального статуса семьи.

 

От имени коллектива сотрудников Центра «ДИО-ГЕН»

директор, к. ф.- м. н., доцент кафедры математических наук  ММФ и СУНЦ НГУ

Г.Я. Куклина