Skip to main content

Психологическая диагностика уникальности – технология или мастерство?

Центр дополнительного образования детей «ДИО-ГЕН» 13 декабря 2012 года провел семинар для специалистов сопровождения специализированных классов.

Для педагогов-психологов образовательных учреждений проекта специализированного обучения прошел семинар «Организация и проведение психодиагностического обследования обучающихся специализированных классов». На семинаре были представлены подходы к  пониманию психологических особенностей интеллектуально одаренных школьников в контексте своеобразия их индивидуальности, а также предложен рекомендуемый психодиагностический минимум для организации исследования особенностей психического развития учеников специализированных классов естественнонаучной и математической направленности (комплекс психодиагностических методик). В работе семинара приняло участие более тридцати специалистов сопровождения школ, лицеев и гимназий первого-третьего года реализации проекта специализированных классов г. Новосибирска, г.Бердска, п.Краснообск, г. Барабинска, г. Багана. Семинар разработан и проводился в сотрудничестве со специалистами ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования», - Т.Л. Чепель, директором ГБОУ НСО ОЦДК, канд. психол. наук, профессором НГПУ, Т.П. Абакировой, заместителем директора по НМР ГБОУ НСО ОЦДК, канд. психол. наук, профессором НГИ, Т.И. Кулевцовой, Л.К. Водолазской.

           

                                

 

            Задачи проведения психодиагностики особенностей развития наиболее способных и одаренных школьников специализированных классов связаны с выявлением индивидуальных «зон риска» подростков в условиях интенсивного углубленного обучения. Такие «зоны риска» могут быть обусловлены так называемой диссинхронией в темпах развития интеллектуальной,  аффективной и моторной сферы. При этом под диссинхронией понимается эффект ускоренного развития одного  из  психических  процессов  в сочетании  с  обычным  (соответствующим  возрасту) или даже замедленным развитием другого. В психолого-педагогической литературе накоплено достаточно много данных о том, что распространенный вид диссинхронии связан также с различием темпов развития интеллектуальных и коммуникативных процессов. Известно, что высокий  уровень интеллектуального развития не только не гарантирует ребенку, да и  взрослому,  успешность в общении с другими людьми,  но нередко сочетается с большими затруднениями в установлении контакта  и  осуществлении коммуникации. Таким образом, наиболее способные и высокомотивированные школьники  находятся в состоянии большого риска социальной изоляции, неблагоприятных, напряженных отношений со сверстниками и взрослыми.

                                                                         

Возникает вопрос, каким образом высокие способности и достижения конкретных учащихся специализированных классов будут влиять на их социальную адаптацию в лицее, гимназии, на их жизнеспособность, полноценную самореализацию, социальную и профессиональную  успешность во взрослой жизни?  Будут ли выступать их способности и одаренность «факторами риска», ввиду того, что они начнут осознавать свои отличия, что может приводить к социальной изоляции, отверженности, к формированию комплекса превосходства  с переживанием собственной  недооцененности?  Или высокие способности и неповторимое своеобразие индивидуальности будут продуктивно «использованы» школьниками и выступят в качестве «фактора защиты», как конструктивный способ разрешения неизбежно возникающих в жизни трудностей, дефицитов и противоречий? А может быть осознание и принятие своей индивидуальности и высокой личной ответственности за тот психологический дар, который называется выдающиеся способности, станет фактором  развития социальной ответственности и высоких достижений в настоящем и будущем?

 

       

 

На семинаре были рассмотрены варианты психологических проявлений и особенностей развития когнитивной, аффективно-эмоциональной, регуляторно-волевой и коммуникативной сфер личности наиболее способных школьников, учеников специализированных классов. При этом мы исходим из понимания особенностей психологического развития одаренности, данного известным исследователем Н.С. Лейтесом , - одаренные дети отличаются от  других не столько уровнем, сколько качеством  своих способностей. Определение же своеобразия сочетания проявлений тех или иных психологических особенностей у отдельного высокомотивированного и наиболее способного ученика, формирующихся в результате или благодаря его высоким учебным достижениям выступает отдельной задачей психодиагностики, востребующей высокого профессионализма педагога-психолога. Будут ли выявленные особенности (к примеру, низкая самооценка, высокий уровень притязаний, требований к себе и другим) служить дополнительным ресурсом в развитии интеллектуальных способностей или тормозить, блокировать их можно определить только в контексте видения целостной индивидуальности конкретного ученика, понимания истории его обучения и развития, особенностей семейных отношений и т.д. В одном случае, диагностируемые ограничения могут стать задачей развития школьника, в другом – специалисту сопровождения понадобится определенные усилия для принятия выявленных ограничений самим школьником и его окружением в качестве свойств, сопутствующих высокому проявлению интеллектуальных способностей. Речь идет о предельно индивидуализированной практике сопровождения наиболее способного и одаренного школьника в условиях специализированного обучения.

 

 

 

В представленный на семинаре психодиагностический комплекс вошли валидные, достоверные методики, позволяющие технологично диагностировать такие актуальные для развития высокомотивированных и одаренных школьников особенности как, например, внутренние мотивы учения, мотивы стремления к успеху и избегания неудач, степень сформированности профиля индивидуальной саморегуляции, уровень самооценки и социально-психологической адаптации и т.д. Безусловно, немаловажное значение для освоения технологии психодиагностики наиболее способных школьников играет профессиональный уровень педагога-психолога, опыт применения им соответствующей психодиагностической методики. Психолог должен знать не только технику применения на практике предлагаемых психодиагностической методики, но и теорию, в рамках которой она первоначально появилась и в дальнейшем совершенствовалась.

Однако, хотелось бы ещё раз подчеркнуть, – выявленные в результате психодиагностики особенности школьников важно не только констатировать, но и грамотно интерпретировать, понимать  и, главное, встраивать в обучение в каждом конкретном случае. Особенно, когда речь идет о понимании путей психологического развития действительно одаренных (сверходаренных) учеников, не только «нетипичных» в своем проявлении (относительно условных возрастных норм), но каждый раз «единичных» и «уникальных». Только в этом случае можно говорить о корректной постановке задач опережающего психолого-педагогического сопровождения ученика специализированного класса, изучении динамики раскрытия и развития индивидуальных особенностей и таланта обучающихся и личностно-ориентированной направленности образовательного процесса в целом.

 

 

Е.В. Дёмина,

к.психол.н., руководитель направления психологического сопровождения развития детской интеллектуальной одаренности  ГБОУ ДОД НСО «ДИО-ГЕН»

 

Презентация семинара по психодиагностике 13.12.2012